Как в Беларуси защитили права известной компании Google? Сколько людей осмысленно покупает контрафакт — то есть, по сути, подделку? Какова его общая стоимость во всем мире и как с ним бороться в интернете? Куда обращаться при нарушении авторских прав? Эти и другие вопросы обсуждались на международном форуме по защите интеллектуальной собственности, прошедшем недавно в Минске. Корреспонденты Издательского дома «Беларусь сегодня» поучаствовали в мероприятии.
Так сколько стоит весь мировой контрафакт, вместе взятый? Во время семинара были озвучены результаты интересного исследования Организации экономического сотрудничества и развития. Оно показало, что ежегодный оборот контрафакта в мире оценивается в 500 миллиардов долларов (примерно ВВП Польши — целого государства). От глобального перешли к частному. Председатель Ассоциации защиты интеллектуальной собственности «БелБренд» Альберт Таипов поделился субъективным взглядом — некоторые известные иностранные торговые площадки, работающие в сфере интернет–торговли, стали инструментом для поставок контрафактной продукции в страны Евразийского союза: «Мы периодически мониторим ситуацию, по крайней мере, по Беларуси, и есть предприниматели, которые находят варианты, как поставлять через эти торговые сети контрафактную продукцию. Некоторые могут получать в месяц около 700 посылок через разных подставных лиц». Почему интернет так повлиял на распространение контрафакта? Все просто: он дал покупателю возможность выбирать товары только по фотографиям, которые на всех сайтах выглядят одинаково. В итоге люди только на последней стадии контактируют с реальным товаром. В магазинах же граждане сразу могут убедиться, как выглядит товар, подержать его в руках.
Альберт Таипов.
Помимо обсуждения проблемы распространения контрафакта, поднимались и злободневные вопросы о нарушении прав на товарные знаки. Оказалось, что, маскируясь под известными логотипами (торговых сетей, производителей промышленности), никому не известные дельцы пытаются расположить к себе покупателей и сбыть сомнительный товар. Как это происходит? Например, используют в товарном знаке сочетание цветов и шрифт. Могут даже полностью «присвоить» надпись, поменяв в ней лишь одну букву. В такую ситуацию в Беларуси попадали многие известные субъекты торговли, производства... Судья судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Беларуси Раиса Козорезова рассказала о судебной практике по делам интеллектуальной собственности: «Она показывает, что регистрация товарного знака — основной метод защиты производителя от контрафактной продукции. Нарушением исключительного права на товарный знак считается его использование или сходного с ним до степени смешения без разрешения владельца».
Рассказала Раиса Викторовна и о нарушениях в достаточно узком сегменте — регистрации доменных имен (домен — символьное название сайта, по которому в адресной строке браузера можно найти интернет–ресурс). Оказалось, в этой сфере некоторые хитрецы выдумывают схемы, не уступающие замыслам изощренных мошенников. Так, встречаются случаи, когда правообладатели известных товарных знаков по какой–то причине не зарегистрировали на себя их доменные имена. В Беларуси первое такое дело было связано с доменным именем google.by. Только оно было зарегистрировано не на известную компанию, а на белорусскую фирму, которая занималась разработкой компьютерных программ. В конце концов дело разбиралось в Верховном Суде, который постановил отменить регистрацию этого домена. Была также история, когда предприниматель зарегистрировал доменное имя, перекликающееся с названием предприятия «Белшина». Что самое неприятное — под этим именем продавались контрафактные товары, никак не относящиеся к предприятию. Но претензии от покупателей поступали в адрес «Белшины». Возмущенные люди предполагали, что этот домен принадлежит белорусской компании. В итоге репутации производителя был нанесен ущерб. В суде было решено запретить использование этого домена.
Почему защитить авторские права в интернете крайне сложно, рассказал начальник Центра по коллективному управлению Национального центра интеллектуальной собственности Алексей Бичурин: «Подчеркну сложность для правообладателя в контроле над распространением его произведения, попавшем в виртуальный мир. Эта возможность стремится к нулю. Количество участников сети — бесчисленно. Действия по распространению или копированию производятся одним кликом мыши. Роль играет и пресловутая анонимность интернета». Влияет и широкая распространенность мнения о том, что все попавшее в интернет становится общественным достоянием, что, конечно, не соответствует действительности. Часто встречаются формулировки: соответствующий объект авторского права был получен из открытого источника в сети интернет. Алексей Бичурин рассказал, что обращаться, если обнаружено нарушение авторских прав, можно в различные органы, «осуществляющие оперативно–разыскную деятельность, прокуратуры, предварительного следствия, КГК, налоговые органы». Один из способов борьбы с нарушением авторского права — зафиксировать этот факт при содействии нотариуса. Формируется судебная практика, которая подобную фиксацию рассматривает как доказательство. Также спикер озвучил тревожные тенденции: «Рассматривается нововведение в законе, которое предполагает снижение минимального размера компенсации за нарушение исключительного права в 10 раз — с 10 до 1 базовой величины».
Алексей Бичурин.
Будем надеяться, форум стал эффективной площадкой обсуждения и обмена опытом, а его результаты помогут в борьбе с нелегальной торговлей в нашей стране.
Из судебной практики
Говоря о судебной практике, Раиса Козорезова рассказала и о совсем уж возмутительных махинациях. На этот раз, когда некоторые известные компании по какой–то причине не зарегистрировали уже свой товарный знак. Узнавая это, ловкие дельцы создают нечто похожее, регистрируют наскоро слепленный логотип, а потом возмущаются: «Нарушаются наши права!» Пытаются доказать, что только они имеют исключительное право на использование этого товарного знака. Были и другие вопиющие уловки. Например, граждане набирали в браузере название известного центра лазерной коррекции зрения, после чего появлялась ссылка с названием этой фирмы. Люди кликали по ней, однако их ловко переадресовывали на сайт совершенно другого юрлица, оказывающего такие же услуги. То есть нарушители внаглую пользовались репутацией известной компании — своих конкурентов.
Зарубежный опыт
Во время форума гендиректор компании Brand Monitor Юрий Вопилов рассказал о российском опыте борьбы с контрафактом в интернете: «Мы изучаем, как потребитель относится к поддельной продукции. Последний наш социологический опрос показал, что 86% респондентов осмысленно готовы ее покупать. Это касается всех категорий, за исключением пищевых продуктов и медикаментов. Еще более интересным оказалось то, что около 75% опрошенных готовы дарить продукцию, зная, что она — лишь копия оригинала. C 2013 года в России действует антипиратский закон, который доказал высокую эффективность. Он учитывает практически всю специфику работы в сети. Например, для того чтобы ограничить доступ к интернет–ресурсу, распространяющему нелегальные копии фильмов или музыки, предусмотрена упрощенная подача документов. Будет достаточно выслать просто скриншоты с нарушением. Также вся работа ведется через Московский городской суд, в котором хорошо понимают специфику области. Процесс ограничения доступа к сайту занимает около 1 — 3 дней с момента подачи искового заявления. Закон обязывает поисковые системы удалять сайты, доступ к которым ограничивается, что приводит к практически автоматическому исчезновению нарушителей из данных российских поисковиков».