Андрей Швед.
Защита прав детей — один из приоритетов государственной политики Беларуси. Какую роль здесь играет прокуратура?
Основная задача прокурора — обеспечение безопасных условий жизни несовершеннолетних, предупреждение их гибели и вовлечения в противоправную деятельность. А для этого необходимо исключить факты, когда дети находятся в социально опасном положении. Предпосылкой для каждого третьего случая гибели ребенка является семейное неблагополучие, когда дети предоставлены сами себе, бесконтрольны или даже подвергаются насилию. Значительное количество преступлений несовершеннолетних также обусловлено нездоровой атмосферой в семье. Прокуратура координирует деятельность всех государственных органов по защите детей и подростков. Эта работа приносит свои плоды. За последние 10 лет подростковая преступность сократилась вдвое: с более 2,6 тысячи в 2014 году до почти 1,4 тысячи в 2023‑м.
Говоря о девиантном поведении несовершеннолетних, какие проблемные моменты существуют сегодня?
В целом ситуация с преступностью несовершеннолетних остается стабильной. Наиболее часто подростки совершают преступления против собственности: кражи, грабежи, мошенничества. Сейчас больше совершается грабежей, предметом которых среди прочего являются различные системы курения. Жажда легких денег привела и к значительному росту преступлений, связанных с незаконной передачей реквизитов банковских счетов другим лицам.
Актуальной остается проблема комплексного лечения подростков от алкогольной и наркотической зависимости. Ранее на первый план выносилась медицинская сторона вопроса – таких детей лечили от десяти дней до месяца. При этом социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь оказывались не в полной мере. С 2025 года по предложению Генеральной прокуратуры, поддержанному Главой государства, будет организована комплексная реабилитация детей с зависимостью от психоактивных веществ по заявлению родителей на базе специального воспитательного учреждения. Разумеется, на конфиденциальной основе.
Большая работа проделана в части профилактики гибели и травматизма детей. Расскажите об основных причинах трагических ситуаций.
Благодаря принимаемым мерам уровень детской смертности от внешних причин на протяжении последних трех лет снижался. Вместе с тем вопросы обеспечения безопасности несовершеннолетних постоянно находятся в поле зрения органов прокуратуры, потому что жизнь каждого ребенка бесценна.
Говоря о причинах гибели детей, отмечу, что такие трагические ситуации возникали, как правило, из‑за их собственной беспечности, несоблюдения правил безопасности, а также отсутствия элементарного родительского контроля. Например, только в Минске за последний месяц в результате падения из окон погибло трое детей. Последний случай произошел 10 октября. Ребенок ждал маму, выглянул из окна и не удержался. Выпал с 10‑го этажа...
Повышенное внимание прокуроры уделяют и безопасному досугу детей, особенно в летний период. В деятельности частных структур и индивидуальных предпринимателей, организовывавших летний отдых детей, выявлены многочисленные нарушения, повлекшие в том числе травмирование детей. Генеральная прокуратура инициировала перед Правительством рассмотрение вопроса о регулировании создания и деятельности летних оздоровительных лагерей, в том числе частных. В ближайшее время ожидается принятие Правительством постановления об урегулировании отношений в данной области.
Без внимания прокуратуры не остается ни одна сфера жизнедеятельности детей. Когда мы видим пробелы в законодательстве, то принимаем меры к их устранению. Только за последние несколько лет Генеральная прокуратура инициировала изменение более 30 законодательных актов и постановлений Правительства.
Остановлюсь подробнее на профилактике семейного неблагополучия. Ранее имели место случаи несогласованности в работе госорганов, из‑за которой несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, не всегда своевременно оказывалась необходимая помощь. По нашей инициативе определено, что организация работы с неблагополучными семьями в регионах теперь будет возложена на территориальные комиссии по делам несовершеннолетних во взаимодействии с заинтересованными государственными службами. Они будут нести ответственность за весь процесс от выявления неблагополучной семьи, оказания ей при необходимости материальной, правовой и социальной помощи до организации профилактических мероприятий.
Наиболее уязвимая категория детей — сироты. Как их защитить?
В целом в стране должным образом налажена система защиты прав детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государство поддерживает их до 23 лет. Вместе с тем в этой сфере есть упущения. Результаты наших проверок показали, что предусмотренные законодательством нормы обеспечения сирот одеждой и обувью являлись недостаточными. Кроме того, гособеспечение не предполагало приобретение для сирот отдельных позиций, например очков. Государство не должно оставлять эти вопросы без внимания.
По нашему требованию значительно увеличены денежные нормы расходов и выплат опекунам на содержание детей‑сирот, обновлен перечень одежды, обуви и инвентаря современными позициями.
Еще одна проблема, о которой важно сказать, хоть она и не затрагивает детей‑сирот, — это нецелевое использование выделяемых государством средств семейного капитала. Во многих случаях граждане под видом улучшения жилищных условий фактически обналичивали предоставляемые им государством средства путем покупки непригодных для проживания жилых помещений. Установлено более 100 подобных фактов. Поэтому по нашему требованию откорректировано законодательство — теперь должностные лица обязаны обследовать жилые помещения, приобретаемые за счет средств семейного капитала.
Если не удалось достучаться до нерадивых родителей... Они каким‑либо образом разделяют с государством обязанность по воспитанию и содержанию их детей?
Благодаря постоянному вниманию Главы государства к этой теме в Беларуси создан уникальный механизм, который позволяет обеспечить реальную защиту прав несовершеннолетних. Прежде всего создана система раннего выявления детей, находящихся в опасном положении. Это позволяет госорганам как можно раньше начать работать с семьей, чтобы ребенок оставался с мамой и папой.
В итоге более 70 процентов таких детей ежегодно снимают с учета на фоне нормализации ситуации в семье. Этот подход является приоритетным. Государство делает все, чтобы дать родителям возможность исправиться, трудоустроиться, осознать свои ошибки. Несовершеннолетние, которым родители не создали надлежащие условия воспитания, признаются нуждающимися в государственной защите. Их помещают на государственное обеспечение до полугода.
И лишь в исключительных случаях, если ситуация не меняется и сохраняется реальная угроза жизни и здоровью ребенка, родителей лишают родительских прав. В любом случае они обязаны трудоустроиться и возместить государству затраты на содержание детей. Если в 2010 году возмещалось чуть более половины затрат, то сейчас, в том числе в результате принятых нами мер, доля возмещения составляет почти 80 процентов.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, мечтают о семье. Государство берет решение этого вопроса на себя. За 15 лет практически не осталось школ‑интернатов и детских домов, а количество их воспитанников сократилось более чем в 10 раз: с почти 7,8 тысячи в 2011 году до 653 в 2024‑м. Сегодня в детских домах семейного типа и приемных семьях воспитывается практически 90 процентов сирот. Всего же в республике функционирует 272 детских дома семейного типа, в то время как 20 лет назад их было лишь 11.
Какие меры принимаются сегодня, чтобы уберечь детей от сексуальных преступлений?
Предупреждение насилия над несовершеннолетними взято на постоянный контроль прокуратуры. В последнее время преступники стали активно использовать для совершения развратных действий в отношении несовершеннолетних интернет. Чтобы им противодействовать, важен контроль родителей за поведением детей в виртуальном пространстве, особенно в социальных сетях.
Одновременно с этим принимаются профилактические меры. Для минимизации рисков совершения повторных подобных деяний в этом году в Уголовный кодекс внесены изменения — теперь наряду с уголовным наказанием предусмотрено применение к лицам, страдающим педофилией, принудительных мер безопасности и лечения с трудоустройством, в том числе после отбытия наказания в рамках установленного судом превентивного надзора. Невыполнение таким лицом возложенных на него обязательств влечет для него правовые последствия в том числе в виде возврата в исправительное учреждение. В каждом районе страны реализуется Национальный механизм оказания помощи детям, пострадавшим от сексуального насилия.
На сегодня Правительство завершает инициированную нами работу над законопроектами об установлении административной ответственности за пропаганду гомосексуализма и смены пола, что также будет содействовать предупреждению преступлений в отношении детей.
Воспитать достойного гражданина, любящего родную Беларусь и уважающего ее историю, сложно без слаженной работы всех структур.
Безусловно, патриотическое и духовно‑нравственное воспитание — приоритеты национальной системы образования. Особенно в условиях насаждения чуждых нам ценностей и переписывания истории. Мы не должны потерять память о подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Для защиты исторической правды Генеральная прокуратура приняла активное участие в создании адаптированных для обучающихся различных возрастов учебных пособий, которые основаны на материалах уголовного дела о геноциде.
По нашей инициативе в каждом учреждении образования созданы экспозиции, посвященные жертвам геноцида белорусского народа. По всей стране функционирует свыше 9 тысяч подобных экспозиций.
Уверен, проводимая нами работа позволит усилить консолидацию граждан на основе единых национальных и идеологических ценностей, сохранения памяти о подвигах защитников нашего Отечества.
gorbatenko@sb.by