В лесу и на рынках ажиотаж. Две стороны — продавцы и покупатели. Для одних черничный сезон — возможность хорошо заработать. Для других — пополнить витаминные запасы своего организма и сделать заготовки на зиму. И почти всегда эти интересы противоборствуют. Сборщики хотят продать подороже, а покупатели — приобрести подешевле. Но в любом случае и у одних, и у других есть альтернатива. Ею и решила воспользоваться корреспондент «Р» — лично отправилась в лес собирать ягоду.
Ищем проводника
Самые, пожалуй, ягодные места на Витебщине — это лепельские леса. Красивые хвойные, граничащие с Березинским заповедником. Настоящий рай для любителей лесной ягоды. И для заготовителей, конечно, тоже. Но идти в незнакомую чащу без сопровождающего было бы слишком легкомысленно. С начала июля, кстати, в Витебской области спасателям уже приходилось принимать участие в поисках девяти заблудившихся в лесу грибников и ягодников. Некоторым из них после экстремального путешествия даже понадобилась помощь медиков.
Мы рисковать не будем и заранее подыщем компаньона. Итак, милая девушка-лепельчанка Настя ждет напарницу, а я на перекладных добираюсь до райцентра. Дальше километров 15 сначала по асфальту, затем проселочными и лесными дорогами.
С комарами и слепнями собирать ягоду непросто.
Это только с трассы кажется, что в лесу тихо и одиноко. На часах семь утра, а тут настоящее столпотворение. Вот справа за кустарником женский крик: «Васька, ты почему вместо ведра банку взял? Опять лодырничать собираешься?!» Но неведомый нам Василий где-то, видно, затаился. А может, уснул. Спать, честно говоря, хочется. Несмотря на росу, успевшую слегка промочить мои ноги в кроссовках (легкомысленный, конечно, выбор).
— Какое спать? — удивляется Настя. — Настоящие ягодники часов с пяти — шести утра в лесу. Скоро уже домой будут собираться. Ведь в жару собирать ягоды намного сложнее, чем сразу после рассвета, по холодку.
Да, все эти хитрости я когда-то в детстве знала, но, честно говоря, в лес за черникой сама лично не ходила уже лет дцать как. Чувствую себя дилетантом. Тормозим у красивой полянки с зарослями черничника. От вида россыпи крупной иссиня-черной ягоды в душе и руках вдруг просыпается азарт.
Без права на отдых
Пальцы рук с непривычки дают о себе знать уже через час-полтора. Почерневшие от сока, они все ощутимее становятся непослушными. Раз за разом черничка норовит выскользнуть и потеряться во мху. Но время бежит незаметно. И когда Анастасия предлагает развернуть ссобойки, я удивляюсь: на часах почти 10:00. С лесной дороги все чаще слышится звук двигателей — ягодники уезжают домой. Но у меня в пятилитровом ведерке еще много свободного места. В отличие, кстати, от Настиного.
Быстрый перекус, еще часик работы. Уже под изнурительным солнцем. Пока я всеми силами отбиваюсь от комаров и слепней, моя попутчица успевает не только свое ведерко доверху собрать, но и пару баночек в мое засыпать. Я счастлива: надеюсь, у нас в машине больше пустой тары нет.
Мой проводник смеется: хватит с меня на первый раз. И признается: если бы не я, она бы уже пол-леса обежала и собрала примерно раза в два больше. Я охотно верю и даже не пытаюсь спорить, лишь бы побыстрее добраться до машины и вытянуть ноги.
Итак, мы уставшие, но довольные. Ведерки полные. Кусачую летающую живность оставляем искать других жертв. Ура! Кромка леса позади. Остается лишь продать вырученное и проанализировать прибыльность нашей сегодняшней лесной экспедиции.
Мини-рынок не ждет
Прямо у трассы мини-рынок под навесом. Здесь ежедневно собираются более десятка местных жителей. Кто-то продает свежезаготовленные березовые и дубовые ветки, кто-то — закатки и грибы, но большинство, конечно, ягоды. Как из домашнего сада-огорода, так и из леса. Черника — 4 рубля литр, 20 рублей, соответственно, ведерко. Наш ассортимент незамысловат, а вот Ирина Воропаева, например, торгует и вишней, и черникой:
— Покупателей мало, — признается. — Сейчас машины редко останавливаются. Ведь по примеру прошлых лет основная покупательская аудитория — это россияне. Теперь, как вы сами понимаете, их нет. Наш маленький бизнес страдает. Месяца три подряд, во время обострения эпидемии коронавируса, здесь вообще все транзитные мчались без остановок. Да и сейчас дальнобойщики редко притормаживают. Почему стоим? — улыбается. — Наверное, больше по привычке.
Есть первая выручка: одно из ведер продаем предпринимателям — завтра ягода будет у москвичей.
Пенсионерка Лидия Николаевна подтверждает это предположение:
— Я уже лет пять как тут торгую. Хотя торгую — громко сказано. Лишние закатки, чесночок-лучок с огорода. Помидоры из парничка. Да и вот пару литров черники собрала с утра. Смотришь — чуток к пенсии и подработаю. Живу тут недалеко. Пообщаться особо не с кем. А так и с людьми поговоришь, и на хлеб-молоко дополнительную денежку соберешь.
Увы. Мы оказываемся не особо счастливыми. За час притормозила только одна машина. Черника пассажиров не интересовала — купили на дорожку крыжовника у нашей соседки.
— Может, дорого просим? — шепчу на ухо Насте.
Девушка улыбается: а у кого просим? Покупателей-то нет…
Ирина Воропаева начинает нам сочувствовать:
— Девчата, вы же до конца дня, как мы, здесь стоять не будете? Попробуйте отсыпать из ведра баночку — у вас все равно оно с горкой. В розницу проще продать. И цену мы иногда к вечеру снижаем до 3 рублей за литр — все зависит от спроса.
Пробуем. Вовремя. Рядом тормозит темная «Мазда». В машине двое детишек с родителями. Литр черники уходит за 4 рубля.
Оптом проще
Начало положено. Но здесь нам больше счастья ждать не приходится. Едем в райцентр — там, говорят, ягоду можно сдать-продать оптом. Прежде всего визит в заготовительный пункт местного райпо. Чернику тут готовы приобрести по 3,7 рубля за кило. Получается, конечно, не так выгодно, как на трассе. Но зато быстро. Кладовщик Любовь Харитоненко сообщает: ягоду заготавливают полным ходом. В холодильнике в состоянии шоковой заморозки уже около 20 тонн. Вот-вот будут делать отгрузку на экспорт — лесную ягоду согласно заранее заключенному контракту ждут в Прибалтике. Привозят чернику не только из лепельских лесов, но и из соседнего Чашникского района. Свои заготовители работают в Минской области — в городе Старобин.
Покупателей на мини-рынке немного.
Посмотрели, послушали, проанализировали, сравнили и поехали дальше. Сегодня наша задача — продать свое, собственноручно собранное, максимально выгодно. Вдруг найдем еще варианты?
Местное райпо радо каждому сдатчику.
Они, оказывается, есть. На городском рынке стоят два «микрика» — тут заготовку ягод ведут местные предприниматели. Знакомимся с представителем одного из них: Елена Пытько признается — занимается скупкой лесных даров уже лет 20.
— В нынешнем сезоне черники очень много, — отмечает собеседница. — Знаю, что многие люди специально берут отпуска, чтобы подзаработать. Выходят в лес семьями. Сбор комбайном мы не приветствуем. Если так ягоду скупаем по 3,7 рубля за килограмм, то после механической грязной сборки ее цена снижается до 3,2 рубля. Сколько можно собрать максимально? Это зависит от мастерства. У нас есть постоянные клиенты, которые приносят по 8—10 ведер в день. Да, знают хорошие места, собирают семьей из 3—4 человек. Вот смотрите, две девушки прислали фото, сейчас привезут, — Елена показывает снимок в «Вайбере», где запечатлен собранный в лесу урожай: количество ведер устанешь считать.
Везет же людям… Нам бы пару ведерок пристроить. Настя решительно достает свое из салона авто — забирайте! А я все еще думаю — может, в Витебске реализовать повыгоднее получится?
Да-да, по словам заместителя председателя Лепельского райисполкома Оксаны Терешковой, закупку сельхозпродукции и сырья в районе официально осуществляют около 30 индивидуальных предпринимателей и более 10 юридических лиц. С каждым годом их количество растет.
Чем дальше, тем дороже
Прощаемся с милой Настей, и я еду в Витебск. Вместе со своим ведерком. Но прежде чем заняться реализацией ягоды, решаю просчитать все за и против. Провести разведку на месте.Время к вечеру — самый разгар торговли для людей, вернувшихся из леса. Иду на Чкаловский рынок. Меня интересуют цены. Сразу замечаю: черники сегодня немного. Или распродали, или предложений было маловато в целом. Стоимость — от 5 до 6 рублей за литр! Вот те на… Вчера, кстати, была по 4 крупная, сегодня по 6 — маленькая. Как в анекдоте. Самый высокий ценник — у плотного мужчины в расцвете лет. Где собирал? Под Лепелем. О-о, знакомые места.
— А сколько по весу в вашей литровой баночке? — щепетильно подхожу к главному вопросу.
— Где-то 700—800 граммов, — сообщает продавец. — Берите, не пожалеете. Она уже хорошо вызревшая, сладкая.
Что ж, сравним. Для чистоты эксперимента покупаю литр за 6 рублей. И тут же несу полиэтиленовый мешочек с ягодой на электронные весы. Получается всего 560 граммов! Дома пробую на вкус чернику купленную и лично собранную. Моя, честно говоря, показалась вкуснее. Наверное, это неудивительно — свое всегда лучше.
Путем несложных математических расчетов на основе уже полученной и проверенной лично исходной информации делаю нехитрые выводы. Итак, человек со средними возможностями без проблем может собрать в день как минимум 10 литров черники. Это, по информации скупщиков, 7—8 килограммов. То есть продать оптом ведро сейчас реально примерно за 30 рублей. За месяц в сезон можно заработать около 900 рублей.
Путь поэффективнее — вывезти ягоду подальше, в крупный город, и продавать экономичными баночками без горки. Тут за 10 литров можно получить вдвое больше — 60 рублей.
А что я сделала со своей ягодой? Половину просто съела, а остальное отправила в холодильник. Решила, что ароматные живые витамины дороже суеты, связанной с их продажей. Кстати, одна упаковка незаменимого для глаз витаминного препарата, изготовленного по подобию полезности черники (с натуральным содержанием вы нигде не найдете), в наших аптеках стоит 25—30 рублей.
ОФИЦИАЛЬНО
Оксана СКИНДЕР, начальник управления заготовок Белкоопсоюза:
— В целом по стране нашими организациями уже заготовлено около тысячи тонн черники. Пока мы ее на экспорт не продаем: перерабатываем, реализуем в свежем виде и подвергаем шоковой заморозке для последующей отправки за рубеж. Сезон в этом году наступил позже примерно на 12—14 дней. Наиболее активно заготовку ведут кооператоры Брестской, Могилевской и Минской областей.
КОМПЕТЕНТНО
Виктор ШУЛЯК, заместитель председателя правления Витебского облпотребсоюза:
— Заготовку черники сейчас ведут все районы Витебской области. Впереди Лепельский и Поставский. На 20 июля уже закуплено около 60 тонн ягоды. Это примерно в 2,2 раза больше прошлогоднего. Основной коридор поставок — страны Прибалтики, Польша, Германия. Предлагаемая нами цена сборщикам варьируется от 3,5 до 4 рублей за кило — в зависимости от урожайности, количества предложений и существующей на местах конкуренции. Кроме экспорта, планируем полностью обеспечить собственные нужды всех наших предприятий.
С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ ТЕЛА
Ученые утверждают: черника поистине бесценна по своим свойствам. Она богата всевозможными витаминами и микроэлементами. Например, по содержанию марганца ей вообще нет равных среди растений. Каротин, витамины группы В, витамины С и РР, железо, медь, калий, фосфор, цинк, а также щавелевая, лимонная, яблочная, молочная, хинная, янтарная кислота и многое другое. Этот уникальный состав помогает при множестве желудочно-кишечных и мочеполовых заболеваний, воспалительных болезнях горла и рта, снижает риск возникновения сердечно-сосудистых проблем, пагубно действует на возбудителей дизентерии и брюшного тифа, укрепляет иммунитет, помогает при сахарном диабете. Ягода незаменима для глаз — способствует обновлению сетчатки, улучшает кровообращение в мелких сосудах. А еще улучшает память и умственные способности, помогает сохранить мозг молодым и избежать болезни Альцгеймера.
Begunova@sb.by