Перевезти рулоны с соломой, посадить картофель, справиться с неровностями рельефа — школьники не могли оторваться от робо-трассы.
Организаторы подчеркивают: задания подбирали с расчетом, чтобы активировать познавательную деятельность школьников и показать им, что современное сельское хозяйство технологичное и цифровое. Среди них были и достаточно простые: в игровой форме, а также на общую эрудицию, не требующие дополнительной подготовки.
— Два года назад побывали на аналогичном конкурсе в России и, вдохновившись, решили провести подобный у нас, — рассказывает декан агротехнологического факультета БГСХА Наталья Дуктова. — Хотим показать школьникам, что сельское хозяйство совершенно изменилось, теперь это одна из наиболее интенсивно развивающихся отраслей. Есть новые технологии, широко входит в отрасль цифровизация. Нам важно рассказать молодежи об инновационных решениях для АПК, вовлечь школьников из сельской местности, учащихся агроклассов в работу в этой сфере, популяризировать сельское хозяйство.
Надеваешь VR-очки — и вот ты уже за рулем комбайна!
Победителей определяли в пяти номинациях. Школьники демонстрировали знания в области применения цифровых технологий в традиционном пчеловодстве (категория «ДоброПЧЕЛ»), использовании космических снимков и веб-ГИС-технологий («АгроКОСМОС»). Работали в секции «АгроБИО», где речь шла о биологической защите от болезней и вредителей сельскохозяйственных культур. В номинации «АгроРОБОТЫ» создавали автоматизированные системы управления техникой, в «АгроМЕТЕО» разбирались в нюансах прогнозирования погоды, создания ее архива, аналитики.
У восьмиклассницы Марии Горновской из Горок родители работают в сельском хозяйстве. Именно поэтому, говорит она, к этой сфере у нее интерес:
— Заявилась на конкурс в номинации «АгроБИО». С друзьями, хоть мы еще школьники, часто приходим в академию. Участвуем в различных конкурсах, проводим опыты, на основе которых даже написали исследовательскую работу о влиянии разного спектра света на качество семян земляных культур при прорастании. В «АгроНТРИ» участвую не для галочки, хочу победить. Каждый день готовилась, читала много дополнительной информации.
Одиннадцатиклассники Денис Равчик из Старых Дорог и Кирилл Масалович из Оршанского района, не сомневаясь, выбрали номинацию «ДоброПЧЕЛ».
На мастер-классе «ДоброПЧЕЛ» школьники мастерили улья.
— Пчеловодством увлекаюсь давно. Планирую изготавливать улья на продажу: инструменты есть, изучаю тематические ролики. Думаю над выбором будущей профессии и все больше склоняюсь к сельскохозяйственному направлению, — рассказывает Денис Равчик.У Кирилла Масаловича, несмотря на его 16 лет, уже есть собственная пасека:
— Отец разводил пчел на протяжении 30 лет. Плюс у нас в школе открылся кружок пчеловодства, куда записался. Попробовал — понравилось. Год назад установил несколько ульев уже у себя на участке. Во-первых, пчелы успокаивают. Во-вторых, ты учишься заботиться о них, воспитываешь в себе лучшие качества: доброту, дисциплинированность. Без дела никогда не сидишь. А еще, когда пчелы жалят, польза здоровью. В будущем хочу стать врачом, но несколько колеблюсь: может, связать жизнь с аграрной сферой? Например, пойти на ветеринара.
Сабина Устинова, Мария Миронова и Антон Лопацкий из Шарковщинского района. Одноклассники вместе отправились в секцию «АгроРОБОТЫ».
Новые знания, яркие эмоции и общение. Проигравших в конкурсе точно нет.
— В школе занимаемся робототехникой, решили не упускать шанс расширить знания в этой области, — уточняет Антон. — Впечатлила организация конкурса, большое количество экспертов. Без стеснения задавал им вопросы, ведь затем и приехал. Еще признаюсь, что даже не подозревал, что сельское хозяйство настолько современное.
Присоединились к «АгроНТРИ Беларусь» представители Белгородской области. Российские школьники выступили в роли наставников-ровесников, когда равный обучает равного. Руководитель делегации Дмитрий Диденко рассказывает:
— В России аналогичный конкурс проходит шесть лет. И если первое мероприятие собрало около 500 человек, то в этом году было уже 67 тысяч заявок. Современные дети думают, что сельское хозяйство — это тяжелейший труд практически без сна и отдыха. Наша задача — сломать эти стереотипы. Да, сельское хозяйство — это нелегко, но также это престижно и прибыльно. А еще трудиться на селе очень интересно. Ты управляешь трактором, больше напоминающем космический корабль: информация о работе отображается на дисплее, задания загружены в компьютер. Современные технологии существенно облегчают труд, при этом дают широкие возможности для совершенствования.
На будущий год запланирован международный финал аграрного конкурса. Победители белорусского республиканского будут соревноваться с лидерами российского этапа.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Проректор по учебной работе Белорусской государственной сельскохозяйственной академии Михаил ВОЛКОВ:
— Надеемся, форум получит постоянную прописку в академии. Важно показать молодежи, что современное сельскохозяйственное производство в большой степени роботизировано, компьютеризировано, технологично. Используются агрегаты, управлять которыми под силу только грамотному и высококвалифицированному специалисту. Уверен: проигравших в «АгроНТРИ» нет, ведь основная победа — это приобретение новых знаний и, конечно, возможность познакомиться с единомышленниками.
soloveva@sb.by