Мы проверили, сколько киловатт-часов потребуется, чтобы намайнить один биткоин

Выжали все токи

«Биткоин» и «хайп» — два самых популярных слова прошедшего года. А в общем, это полноценное словосочетание — хайп вокруг биткоина. И, кажется, этот ажиотаж долгосрочный. Энтузиасты, которые когда-то поверили в перспективность криптовалюты, дерзают сейчас впереди планеты всей, оставив сомневающихся далеко позади прогресса. Вагончик тронулся давно, но мы заскочили в последнюю дверь, чтобы вместе с нашими майнерами поговорить об их буднях и добыть криптовалюту хотя бы на чашечку кофе. Получилось ли?


Совершенно  секретно

Скажу сразу: найти открытого майнера — проблема. Ребята не очень любят внимание. Но добытчик криптовалюты, именующий себя Майнер Икс, хоть в гости не пригласил, а все же поделился: имеет две фермы по шесть видеокарт Radeon RX 580. И с одной фермы зарабатывает около 500—600 долларов в месяц. При этом тратит на электроэнергию около 140—160 рублей. Просим дистанционно провести с нами эксперимент: засекаем сутки и смотрим, сколько намайним, сколько электричества потратим.

Тем временем отправляюсь на ферму к другим героям. Их адрес — не дом и не улица. Их адрес для нас зашифрован. Наверное, если бы могли, привезли бы меня к арендуемому промышленному зданию с черной повязкой на глазах. Профессиональный майнер Павел открывает двери и провожает туда, где фермы. «Что?! Какие еще фермы в помещении?» — спросит несведущий обыватель, представив сельскохозяйственное предприятие. Отвечаем: ферма — это компьютерная система, которая и генерирует криптовалюту. В данном случае пред нашими очами предстает несколько ферм с шестью видеокартами каждая. Последние — ключевые игроки в битве за добычу: у них высокая производительность для исполнения задач программного обеспечения. А значит, они творят чудеса доходности от майнинга.

— Как видите, помещение должно быть просторным, с вентиляцией, которая хорошо продувает, — указывает на нее Павел. — Это нужно для того, чтобы карты, которые работают в режиме нон-стоп (мы пришли, а они работали и будут работать, когда мы уйдем. — Авт.), не перегревались, а оставались эффективными и производительными, долго служили. Именно для этого нужна циркуляция холодного воздуха.

Так выглядит одна ферма с шестью видеокартами

Чтобы вы себе представляли: рабочая температура включенной видеокарты может достигать 100 градусов! Однако, чтобы она хорошо работала, нужна температура в 75 градусов. Так, а что это гудит?

— «Риг» — так еще называют майнинг-установку из шести видеокарт, как у нас. Действительно, шумновато, — улыбается Павел и приводит интересное сравнение: — Правда, похоже на шум пылесоса или большого вентилятора? В целом, видите, ферма — это металлический каркас, стоит материнская плата, мощный процессор, карты… Кто-то устанавливает четыре карты, кто-то — десять. 

Пульсом  бьет  бит

Павел и его команда добывают такие криптовалюты, как Ethereum (она по душе многим именитым разработчикам и финансовым компаниям), а также Decred — эта валюта знаменита тем, что у нее куда меньше технических недостатков, чем у всем известного Bitcoin. Эту валюту даже можно назвать новой улучшенной версией Bitcoin. Получается, мы будем майнить две монеты двух валют одновременно?

Сколько стоит вся эта красота и когда она окупится? Интересуюсь, чтобы, возможно, вступить в ряды майнеров. Но тут же от этой идеи открещиваюсь. Майнер начинает перечислять: нужно купить шесть видеокарт RX 580 с объемом памяти на 8 Gb (а их в наше время пойди сыщи на рынке!), материнскую плату, два блока питания, жесткий диск, переходники для видеокарт, сам корпус для фермы… Всего почти шесть тысяч рублей. Но оно ведь того стоит? Мощностей хватит, чтобы озолотиться?

Майнер Павел показывает на счетчик: за сутки эксперимента показатель расхода электроэнергии сменил цифры 31624,8 на 31650
— Смотрите, — Павел берет лист бумаги. — Производительность фермы измеряется, например, в MH/s (мегахэш/сек) — производительность вычислительной системы, которая решает математическую задачу для майнинга монет. У каждой видеокарты по 29 MH/s. То есть в сумме приблизительно 180 мегахэш. Одна ферма потребляет энергии 1,05 кВт.ч. Тарифы на электричество: 19 копеек за кВт.ч — для физлиц и 39 копеек — для юрлиц с НДС. У нас же на электричество уходит около 150 рублей в месяц.

Так, а доходность с майнинга? Курс Ethereum на момент нашего эксперимента составлял около 1060 долларов. А Decred — около 94 долларов. Чтобы намайнить по одной такой монетке, видеокартам необходимо «попотеть». Всего фермы Павла могут за месяц добыть дохода на 1500 рублей, что сродни большей части одной монеты Ethereum, а точнее — всего около 760 долларов. Или же — восьми монетам Decred. Неплохой доход.

— Но для того чтобы он был, для начала необходимо вкладываться и постоянно контролировать работу всей техники. Обновлять ее, учитывать расходы на электроэнергию, — предупреждает Павел. — Всего за месяц ферма тратит 756 кВт.

То есть физическому лицу каждый месяц необходимо платить примерно 143,64 рубля? Формула вычислений проста: 30 дней умножаем на 24 часа в сутки (а именно столько постоянно трудятся фермы) и умножаем на потребление всей фермы в 1,05 кВт.ч. Интересуюсь, а сколько Павлу нужно майнить, чтобы получить самую известную монету — Bitcoin? Сидим, думаем, считаем… Получилось год и три месяца бесперебойной работы фермы, ведь курс «битка» сейчас чуть более 11 тысяч долларов за монету. Столько времени у нас, конечно, нет.

Пока мы ждем результатов наших проверочных суток, решили сходить все-таки выпить кофе. Заодно интересуюсь: а почему же майнеры такие скрытные товарищи? Павел призадумался:

— Должно быть, из-за неопределенности. Пока не вступил в силу Декрет «О развитии цифровой экономики», непонятно, как к этому все относятся. Расплывчато написано в документе, что майнинг не облагается налогом, но ведь, с другой стороны, это промышленный бизнес. Как это «на халяву» получать средства? Не хватает пока деталей, четкого понимания, что будет. В перспективе можно стать резидентом ПВТ и узаконить свои действия, майнинг. Пока остается ждать.

Это  вам  на  чай,  на  кофе

Как объясняет родным Павел, чем он занимается? Говорит, разжевывает так: представьте алгоритм математических задач, их нужно решить, чтобы получить награду — монеты. Все эти задачи находятся в блокчейне — цепочке блоков, которая работает без перерывов по определенным правилам. Сеть майнеров нужна для решения алгоритмов, обработки транзакций, после чего и появляются блоки.

— Чем больше майнеров и их компьютеров, которые подключаются к сети монет, тем больше они конкурируют между собой. Сложность вычисления увеличивается, значит, нужны и серьезные мощности, чтобы получить награду — криптовалюту, — о том, что раньше все же было проще, рассказывает Павел. Но это, уверяет, в целом нормальная ситуация.

А что майнер будет делать потом с заработком? Можно вынести на биржу монеты и сбыть — иногда там спрос такой большой на некоторые монеты, что их покупают у майнеров с 10-процентной наценкой. Еще можно оставить на «холодное» хранение — так называют кошелек монет, которыми не пользуются, а выжидают, когда курс будет расти. Правда, у нас пока нет официальных бирж и криптообменников... А еще вариант: сразу покупать что-либо. Например, Павел когда-то приобрел себе за криптовалюту телефон.

Кофе допит. Возвращаемся. Так сколько же мы намайнили в итоге? Посмотрим на счетчик, насколько изменились показатели и сколько криптовалюты мы заработали. Ровнехонько получили 2 рубля 10 копеек. Что ж, мой кофе в кафе себя окупил. А электричества сколько потратили на эти деньги? 1,05 киловатта! То есть фактически нужно заплатить всего 20 копеек. За день эксперимента с Павлом мы намайнили на четвертую часть монеты Decred. Позвоним Майнеру Икс: как обстоят дела у него? Итог: за день «добыл» хоть и не мамонта, но все же 33 рубля, потратив приблизительно 26 кВт.

alinakasel@gmail.com

Фото из архива героев
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter