Тезисы выступления председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Кочановой Н.И. на 55-м пленарном заседании МПА СНГ.
![](/upload/iblock/f19/82pztjm337zfrb08n7uhcl0g3npixkza.jpg)
Уважаемая Валентина Ивановна!
Уважаемые коллеги, дамы и господа!
От имени делегации Республики Беларусь искренне рада приветствовать всех участников пленарного заседания.
Прежде всего хочу поблагодарить Совет Межпарламентской Ассамблеи и лично Вас, уважаемая Валентина Ивановна, за великолепную организацию мероприятий.
С удовлетворением можно констатировать, что заседания Межпарламентской Ассамблеи являются по-настоящему знаковым событием в жизни наших стран и с каждым разом вызывают все больший интерес наших братских народов и международной общественности в целом.
Это абсолютно справедливо, поскольку деятельность данной авторитетной международной площадки способствует решению вопросов не только межгосударственного и регионального, но и глобального масштаба.
Традиционно мероприятия МПА СНГ отличаются открытостью, доброжелательностью, искренней заинтересованностью в общем результате и, что очень важно, высокой эффективностью.
Принимаемые решения всегда направлены на совершенствование наиболее актуальных и перспективных направлений дальнейшего развития государств – участников Содружества.
Очередное свидетельство тому – выбор непростой, всеобъемлющей тематики рассматриваемого блока вопросов. Ведь совершенствование нормативно-правовой базы в сфере экологии и природопользования в той или иной степени затрагивает все без исключения аспекты жизнедеятельности.
Планета Земля – наш общий дом, и сохранить ее для последующих поколений – наша обязанность.
![](/upload/iblock/74d/7ye1468z5e3a7qvxg3qux8tdhabzxei6.jpg)
Национальная, региональная, международная экологическая повестка, возможные резервы укрепления экологической политики и, соответственно, необходимость принятия законодательных мер диктуются главным образом общемировыми тенденциями в данной сфере.
В международных отношениях предпринимаются попытки дополнения главных смыслов глобализации – экономических и военно-политических – экологическими.
В связи с этим «экологизация» национальных экономик используется в качестве инструмента борьбы с конкурентами на мировом рынке.
Набирает обороты экологический прессинг наряду с «привычными» политическими и экономическими санкциями. По сути, нивелируются многолетние усилия международного сообщества в сфере экологии.
Очевидно, что государства – участники СНГ в силу своего геополитического положения и выполняемой функции в качестве ключевого звена евразийской природной системы не могут это игнорировать.
Экологическое развитие Содружества видится не в популизме, который во многом присущ США и так называемому коллективному Западу, а в реальной защите природного достояния.
Наша первостепенная задача – законодательное обеспечение внедрения на практике современных принципов экологической политики Содружества.
![](/upload/iblock/7c6/j9txcc7d8nfv9da6ma86se8st9rxpuqo.jpg)
Принятие Ассамблеей модельных актов служит основой для дальнейшего совершенствования национального законодательства наших стран.
В связи с этим особо актуальны и важны включенные в сегодняшнюю повестку проекты профильных законов – об экологической безопасности, доступе к экологической информации, формировании экологических фондов, регулировании отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления, функционировании особо охраняемых природных территорий.
Не менее значимым должен быть вклад парламентариев в выполнение последовательного, решительного и безоговорочного обеспечения экологической безопасности территории СНГ и населения наших стран. И в этих вопросах наш голос должен звучать громко и убедительно.
В данном контексте, безусловно, вызывают обеспокоенность факты размещения биолабораторий и иных экологически опасных объектов в непосредственной близости от границ наших государств, контрпродуктивная санкционная политика, нарастающий в ряде стран мира экономический, энергетический и продовольственный кризис.
Например, странами так называемого коллективного Запада нарушены все международные экологические конвенции по уникальному, мирового значения, природоохранному комплексу «Беловежская пуща»: польской стороной возведена разделительная бетонная стена, вдоль границ с Беларусью, Латвией и Литвой установлены в три ря́да «спирали Бру́но».
Каждый день гибнут мигрирующие животные. А в среде весьма активных в свое время «защитников природы» на Западе – тишина, невзирая на наши неоднократные обращения.
Экология традиционно входит в число приоритетных направлений государственной политики Беларуси. Наш Президент, глубокоуважаемый Александр Григорьевич Лукашенко, четко определил концептуальные подходы белорусского государства к природному наследию:
«Природа – это абсолютный приоритет. Это приоритет приоритетов. Есть природа – есть жизнь. Нет природы – нет жизни».
![](/upload/iblock/62d/wo7fz566um899y5ieo5sw8wo54k540di.jpg)
На национальном уровне сформирована соответствующая законодательная база, приняты стратегии в области охраны окружающей среды, развития геологической отрасли и интенсификации рационального освоения минерально-сырьевой базы.
Предпринимаемые государством четко выверенные и последовательные шаги в сфере экологии и природопользования позволяют сохранять значительную часть природных местообитаний в первозданном виде и успешно обеспечивать экологическое благополучие освоенных территорий.
В силу этого Беларусь выгодно отличается природной уникальностью в пределах как минимум евразийской экологической системы.
Мы по праву можем гордиться достижениями в области наведения порядка на земле, водоочистки, развития возобновляемой энергетики и электротранспорта, внедрения в экономику низкоуглеродных и энергоэффективных технологий.
![](/upload/iblock/7fa/0aj9y896jdy6d2zwftjc4aslmdgjpi8e.jpg)
Выстроена и успешно функционирует система лесоразведения и лесовосстановления. Ликвидируются дисбалансы в проведении мелиоративных мероприятий. На научной основе сохраняются и восстанавливаются болотные комплексы – легкие Европы.
У нас наработан серьезный опыт восстановления территорий, пострадавших от радиоактивного загрязнения в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Сегодня они активно используются для продвижения экологического образования и науки, зеленой энергетики и других общественно полезных целей.
Нашей страной пройден особый путь по развитию мирного атома. Белорусская АЭС – не просто источник более дешевой и ресурсосберегающей электроэнергии.
Это экологичный выбор, ориентированный на сдерживание климатических изменений и решение проблем загрязнения окружающей среды.
А сколько было критики от наших недоброжелателей! Но сегодня многие из них планируют реализовать подобные проекты.
Уважаемые коллеги!
Очевидно, что в силу комплексного характера современных вызовов в сфере экологии и природопользования усилий только профильных структур для наращивания позитивного экологического имиджа Содружества недостаточно.
Необходима межведомственная солидарность и координация деятельности каждой структуры в соответствии с ее компетенцией.
Свойственная территориям наших стран природная уникальность обязывает нас действовать на долгосрочную перспективу.
Цель построения экологического межгосударственного объединения может стать частью современной политико-идеологической платформы Содружества Независимых Государств.
Благодарю за внимание.
Кочанова – парламентариям СНГ: сегодня нет вопросов не наших, не парламентских
Авторитет и важность роли МПА СНГ как международной площадки возрастает – Кочанова
Кочанова: БелАЭС – не просто источник более дешевой и ресурсосберегающей электроэнергии, это экологичный выбор
Кочанова: коллективный Запад нарушил все экологические конвенции по сохранению "Беловежской пущи"
Кочанова: «экологизация» национальных экономик стала инструментом борьбы с конкурентами на мировом рынке
Кочанова и Матвиенко обсудили развитие межпарламентских связей Беларуси и России