Оборудование, которое было повреждено при переработке некачественной нефти на Мозырском НПЗ.
Российская версия случившегося звучит так. Должностные лица частных компаний подворовывали нефть. Занимались этим около 2 лет. Правда, увели из трубы сырья относительно немного: всего на миллион рублей. «В марте — апреле 2019 года, чтобы скрыть хищения, несколькими подозреваемыми в узел слива нефти, расположенный у села Николаевка Волжского района, была поставлена нефть, не отвечающая требованиям ГОСТа, с добавлением в ее состав хлорсодержащих соединений», — говорится в сообщении российского СК.
Некачественная нефть, как отметили в ведомстве, вывела из строя восемь резервуаров нефтехранилища «Лопатино» в Волжском районе Самарской области, а затем попала в систему магистрального нефтепровода. Вроде бы обычное уголовное дело. Но с огромными последствиями. Загрязненными-то оказались 5 миллионов тонн нефти приблизительно на сумму 2,5 миллиарда долларов. А ведь остается вопрос компенсаций ущерба зарубежным, в том числе и белорусским, компаниям из-за недопоставки нефти, простоев, выхода из строя оборудования… Пострадали страны Прибалтики, Украина, Беларусь, Польша, Венгрия, Германия… Концерн «Белнефтехим» оценил только недополученную выручку от вынужденного снижения объемов переработки нефти в апреле в 100 миллионов долларов. Словом, «самарское дело» потенциально тянет на миллиарды долларов компенсаций. Даже не верится, что несколько «нефтяных хулиганов» натворили столько масштабных дел. Видимо, вскрыта только верхушка айсберга. И в СИЗО пока оказались «стрелочники». Впрочем, следствие только началось.
Между тем имиджевые потери тоже серьезные. В интернете уже стали гулять утки про топливо с дополнительным содержанием органики. Концерн «Белнефтехим» заверил: «Заводы вынужденно снизили объемы переработки из-за отсутствия качественного сырья. При этом стоит обратить внимание, что и сырье, и товарная продукция проходят на предприятии несколько этапов контроля. Качество автомобильных топлив скрупулезно контролируют заводские лаборатории».
На каждый вид топлива есть свой нормативный документ, в котором зафиксированы до 20 показателей качества в зависимости от марки. «Даже если по одному идет хоть малейшее несоответствие, то топливо не выходит за пределы завода», — пояснили специалисты. Арбитражные пробы хранятся от 45 дней (для внутреннего рынка) до 4 месяцев (для экспортного топлива).
Тем временем чистая нефть уже подошла к Мозырскому НПЗ. Но официального заявления о начале ее переработки еще не было: на предприятии промывают оборудование после «зараженного» сырья. Ситуация постепенно нормализуется. Но полностью вся система магистрального трубопровода «Дружба» сможет заработать только через несколько месяцев кропотливой работы. Вполне очевидно, что и без того немалые на сегодняшний день издержки от некачественной нефти будут только возрастать.
volchkov@sb.by