Как белорусский ратрак делает лыжню и сколько в нем белорусского? Почему витебский ботинок не держится в молодечненском креплении? Как выполняются поручения Президента по импортозамещению в лыжном спорте? Ответы на эти вопросы прозвучали в очередном выпуске специального проекта Агентства теленовостей в эфире канала «Беларусь 1».
Завод горного воска в поселке Свислочь Пуховичского района. Предприятие успешное, одно из градообразующих. Здесь около 80 процентов продукции отправляется на экспорт. Летом прошлого года местным специалистам на базе уже имеющихся мощностей поручили освоить совершенно новое направление — мази для лыж. Цель — импортозамещение и доступность качественного продукта для массового потребителя. Но первый результат тренера по биатлону Владимира Аленишко обескуражил:
— По факту лыжи, которые были без смазки, ехали лучше, чем с белорусской смазкой. Первый блин комом: смазка вообще не держится. Не хватает жесткости, весь парафин очень мягкий.
Начальник исследовательской лаборатории Завода горного воска Надежда Кусойть уверяет, что новая рецептура уже разработана:
— Проводятся испытания на длительность, на дальность. Основным компонентом станет воск высокоочищенный модифицированный. И воск синтетический как компонент. Испытания уже показали, что наш продукт пригоден для детско-юношеских школ.
К чести белорусских химиков, они не сдались. Проанализировав смазочные материалы российского производства, образно выражаясь, разобрав их на молекулы, они разработали разноцветный набор брусков-парафинов, но уже с синтетическими компонентами.
Журналисты АТН отправились в Раубичи на новые тесты. Там тренеры по биатлону Владимир Аленишко и Сергей Дашкевич подготовили лыжи и откатали их со склона — с белорусской смазкой и без нее. Результат — пять метров разницы. Тренер Сергей Дашкевич заключает:
— Для детских школ и для любителей очень даже неплохо. Теперь будем добавлять фтор и замахиваться на первенства мирового уровня.
Нынешняя зима четко показывает, как обстоит дело с выполнением поручений Президента. Еще есть куда стремиться, но главная цель — вовлечь белорусских производителей в зимний спорт — кажется, достигнута. Этот вид досуга в стране, кстати, любят: функционируют уже 237 трасс и 419 катков. А современные технологии при нормальной постановке дела позволяют встретить зиму во всеоружии.
Годовой объем продукции Завода горного воска — 30 тысяч тонн, потребность же в белорусских лыжных мазях — около 4 тонн. Начальный уровень подготовки обеспечат, а что дальше?
Возродить лыжный спорт на первичном уровне — такую общую задачу весной 2018 года поставил Президент. Тогда разбирались провалы наших спортсменов на Олимпиаде — и было очевидно, что корень всех бед как раз в слабой вовлеченности детей в спорт, в отсутствии школ и преемственности. Александр Лукашенко подчеркнул:
— Нам надо в школах все возродить!
Обратим внимание на Могилев. Здесь на то, что школа федерации профсоюзов специализируется на лыжных гонках, указывает снеговик с палками и лыжами на входе. Но даже у этого снеговика инвентарь иностранного производства. Школа и рада бы закупить свое, но в хорошем качестве, а те же Телеханы, например, достойный продукт пока не создали. Впрочем, оснащенность учащихся, а их здесь более 300, стопроцентная, уверяет директор Могилевской областной СДЮШОР профсоюзов «Спартак» Елена Рубцова. И уже присутствуют белорусские позиции:
— Я про то, что «Марко» сделало. Ботинки этого предприятия для начинающих просто замечательные. Поставить детей на наши ботинки — почему нет? Дети должны массово заниматься.
Белорусские лыжные ботинки «Марко» для классического хода стоят около 50 рублей, что намного дешевле российских. Их журналисты АТН протестировали с серебряным призером Олимпийских игр Сергеем Новиковым. В 2010-м он был равным самому Бьорндалену, а сейчас отвечает за спорт в системе ФПБ. Хорошо бы эти ботинки поставить на белорусское крепление, говорит Сергей. Но не советует этого делать:
— Не держится ботинок в креплении. Проблема в резинке, наверное.
Само крепление стоит 12 рублей — недорого. И пока некачественное, считают специалисты, отмечая, что улучшить механизм вполне реально в короткие сроки. Кстати, пока телематериал готовился к эфиру, молодечненские крепления все же улучшили. Сейчас предприятие за свой счет доставляет более 3,5 тысячи единиц по школам страны. При этом в Молодечно замечают, что ошибка случилась из-за сжатых сроков. Тем не менее на разработку крепления не потратили ни копейки государственных средств.
Тем временем в Могилеве появился МСУ-108 — машина снегоуплотнительная, которую спортсмены называют попроще — ратрак. Осенью с его конструкторскими особенностями знакомили Президента. Тогда специалисты МТЗ докладывали Главе государства, что локализация деталей у этих машин достигнута на уровне от 32 до 59 процентов. Сегодня пришла пора испытать МСУ в деле. Директор Могилевского училища олимпийской подготовки Николай Малиновский подчеркивает достоинства этой техники:
— На гусеничном ходу с дизельным двигателем с возможностью перевозки инвентаря. Навесную фрезу имеет. Нарезает лыжню. Машина прекрасная, за 30 — 40 минут мы полностью делаем трассу протяженностью 3,8 километра. Очень эффективно.
Президент еще минувшей осенью поставил задачу белорусскую составляющую в ратраке увеличить:
— Самое сложное у вас есть: энергетическое средство, кабина, управление. А все остальное элементарно. Все сделаем. И фрезу будут в Мозыре делать.
Но если в вопросе создания машин для подготовки снежных трасс лед тронулся, то импортозамещение по некоторым другим позициям в лыжном спорте пока идет трудно. Министр спорта Сергей Ковальчук поясняет: в серийное производство нужно запускать только то, что будет востребовано и конкурентоспособно. Некоторым нашим предприятиям очень сложно в одночасье переориентироваться и тут же создать достойный продукт. Нынешний год экспериментальный:
— «Телеханы» деревянные лыжи делают, это вчерашний день. Надо пластиковые (хотя бы на уровне России) и с приемлемой ценой. И качеством. Мы 12 тысяч сейчас купили и поставили в школы. На такой уровень и надо ориентироваться. Сроки по нашим лыжам есть, в следующем году их надо изготовить. Наша промышленность не была заточена под производство спортинвентаря. Поэтому работа в этом направлении продолжается.
Работают и власти. Весьма креативно подошли к оборудованию инфраструктуры местного клуба «Надежда» в Барановичах. Списанные железнодорожные вагоны, расставленные буквой П, здесь служат и прокатом, и раздевалками. Выгода, говорит заместитель председателя Барановичского райисполкома Михаил Борисевич, налицо:
— Барановичи — это 180 тысяч человек, плюс 31 тысяча — в районе. За длинные выходные по три дня — 2.600 рублей выручки. 132 пары лыж напрокат — и даже не хватало, люди приезжали со своими.
5 февраля в Могилеве прошли областные соревнования по биатлону среди детей.
— Пункты проката много где сделали. И сделаем еще в каждой области. Чтобы зимой — лыжи, а летом — лыжероллеры. Мы сейчас наблюдаем за работой, чтобы устранить недочеты и затем внедрить подобное в каждой области. И на каждом объекте.
А вот детская школа в Столбцах. Здесь лыжные палки белорусского производства. Основной вид сырья для их изготовления — собственные полуфабрикаты: ровинги. Это стеклянные нити, состоящие из нескольких тысяч микроволокон тоньше человеческого волоса. 95 процентов сырья для ровингов белорусского происхождения, что делает наши палки значительно дешевле зарубежных аналогов. Школам цена нравится, а что с качеством? Тренер по лыжным гонкам Ольга Орловская поясняет:
— Для начальной подготовки их предостаточно. Что касается веса — да, они потяжелее. Но вот вариант облегченный, с пробковой ручкой.
— Мы нацелены на массовые школы. Стоимость лыжных палок — 6 — 7 рублей. Стоимость же палок для профи — от 300 евро до 600. Там очень дорогой материал, другое технологическое оборудование.
9 февраля на лыжероллерной трассе в столичном микрорайоне Веснянка пройдет зимний спортивный праздник «Минская лыжня». Начало в 10.00.