Игорь Китиков показывает вязынскую икону.
Вилейчанин Игорь Китиков разгадывает тайны Вилейщины, разыскивает в архивах интересные факты о местных святынях. Об этом он рассказал в письме в редакцию. «Иногда жизнь загадочнее любого детектива, — написал Игорь Семенович. — В истории, которую довелось узнать, переплелось прошлое, настоящее и будущее. Сегодня мы ищем некогда пропавшие реликвии нашего края и с верой в лучшее восстанавливаем историю». Заинтригованные находками читателя, в Вилейский район выехали корреспонденты и во всех чудесах убедились сами.
Неба синяя безбрежность
На подступах к центру Вязыни сама природа отворяет перед гостями прекрасные врата. Залив южной части Вилейского водохранилища окаймляет это старинное местечко. На лирический лад настраивает туманная седая дымка и тихая пара лебедей, подплывающих к небольшому острову. Рядом на возвышенности — старинная деревянная церковь. Ее фасад ярко-синего цвета гармонично вписывается в красивый водный пейзаж.Игорь Китиков — директор Вилейского краеведческого музея. По первому образованию географ. Объездил немало стран и видел много достопримечательностей. Признается, после путешествий всегда с радостью возвращается в родные края.
— Чтобы восхищаться заморскими красотами, нужно сначала полюбить свое, — говорит собеседник, встречая на пороге церкви Успения Пресвятой Богородицы.
После богослужения наступает время для бесед о земном и духовном. Игорь Семенович и его жена Лариса Петровна предлагают подойти к старинной и чтимой в этих краях иконе. Сразу до глубины души трогает сюжет, в центре которого эпизод «Бичевание Христа». Привязанный за руки к кресту Иисус склонил голову. Рядом емкость, куда по капле стекает кровь израненного Спасителя.
Вязынская икона «Се человек» («Это человек»), или «Бичевание Христа», впечатляет размерами: без малого 2 метра в высоту и метр в ширину. Написана маслом на холсте в XVIII веке. По предположениям искусствоведов, относится к периоду униатства.— Икона долгое время находилась в храме Животворящего Креста Господня в соседней деревне Пахомово, — рассказывает Игорь Семенович. — По одному преданию, ее нашли на дереве, по другой легенде — она приплыла по реке. Как только местные жители ее принесли в храм и стали молиться, некоторых она исцелила от разных болезней. С тех пор на церковный праздник Воздвижения Креста Господня ежегодно к храму шли паломники из разных городов. В Национальном архиве Беларуси мне удалось найти источник, где указано, что в 1950 — 1960‑х годах в Пахомово приходили тысячи верующих.
Так все же вязынская икона чудотворная? Чтобы разобраться в этом, Игорь Китиков попробовал подойти к вопросу с разных сторон. В архивных документах нашел справку, составленную в 1958 году, о нахождении святых мест и источников. В ней уполномоченный по делам религий в БССР Г. Семенов писал: «На кладбище около деревни Пахомово Вилейского района (Вязынский церковный приход) имеется небольшая старинная церковь, в которой хранится весьма чтимая икона древнего письма». Схожие данные содержатся и в другом докладе, датированном 1960 годом: «В Беларуси осталось всего несколько святых мест, одно из них — в Пахомово».
По словам Игоря Семеновича, когда деревня и храм перестали существовать, икону переправили в деревню Судники, а после — в Вязынь, спустя некоторое время — в Латыголь. Кто-то из старожилов рассказывал, что во время многолетнего путешествия образ и вовсе сгорел. Например, жительница соседней деревни Рабунь вспоминала, дескать, сам Перун, когда была сильная гроза, ударил в часовню, где икона одно время хранилась, при этом сгорели и «каплічка», и «абраз».
Игорь Китиков в фондах Вилейского краеведческого музея нашел фотоопись икон из Латыгольской церкви. Документ составлен сотрудниками Национального художественного музея БССР в 1983 году. В нем версия о сожжении иконы при пожаре опровергается. Получается, ее история насчитывает около 260 лет. Образу удалось чудом уцелеть в лихолетья и вернуться к людям.
— Здесь во время Отечественной войны 1812 года, в Первую мировую и Великую Отечественную шли страшные бои, — рассказывает Игорь Китиков. — Вязынская икона «Бичевание Христа» пережила их все и осталась в целости и сохранности. Разве это не чудо?
Сила веры
Если присмотреться к святому образу, то можно заметить на полотне прожженные огнем свечи следы. Привлекают внимание металлические квадраты (всего их семь штук) с выгравированными изображениями органов человека, которые, можно предположить, некогда были исцелены силой веры. Эти пластины или, по-научному, вотивы и есть дары благодарных молящихся. На одной виден глаз, а на другой рисунок сердца. Прихожане говорят, что от глазных и сердечных болезней икона защищает их и в наши дни. Отсюда и дары, принесенные святому образу, — цепочка, колечко. А еще как знак народного признания — металлический венец с тремя зелеными и красными камнями. По краям — крепкие деревянные держатели. Они и подтверждают, что некогда с иконой в руках здесь совершали крестные ходы.Один из вотивов.
— О том, что икона обладает исцеляющими свойствами, говорил еще отец Сергий, который не так давно служил в этом храме, — продолжает рассказ Игорь Китиков. — Священник во время богослужения чувствовал поток энергии, исходящий от святого образа. Многие прихожане подтверждали, что икона помогла им справиться с разными недугами. Во время одного из богослужений особую благодать, исходящую от нее, ощутили и мы с супругой. Может, я что-то себе внушаю. Но, как говорит батюшка, что такое внушение? Божья благодать! Так что мы с Ларисой свою икону уже нашли.
Игорь Семенович уверен, что вера и молитва помогли ему с женой сохранить брак:
— Одно время почувствовали, что устали друг от друга. Хотели разойтись, по разным квартирам жили. А потом решили поехать в Иерусалим. Подошел к Гробу Господню и что-то во мне изменилось. Здесь, возле вязынской иконы, ощущается похожая энергетика. Чтобы сберечь отношения и укрепить семью, решили перебраться из города поближе к Вязыни, в соседние Ермоличи. Теперь в храм приезжаем чаще.
Священник храма Успения Пресвятой Богородицы в агрогородке Вязынь Виктор Куличенко отмечает, что чудотворной может стать любая икона:
— Если мы относимся к Богу, как к своему Отцу, то и наше отношение ко всему миру будет таким же. Все вокруг будут братьями и сестрами во Христе, а иконы — чудотворными.Как люди жили столетия назад? Освящали жилища Святым Духом, вели праведную жизнь, а икон не имели. В нынешнее время, век высоких технологий, люди часто забывают, что все, что у них есть, сделано рукой Господа. Если бы благодарили за то, что имеют, заботились о себе, молились за себя, семью, детей, а еще за обидчиков своих, то ни тягот, ни лишений, ни болезней у них не было бы.
Сильнее слов
О чудесах исцеления рассказывает жительница Вязыни Нина Нарейко. Она родилась и выросла в этих местах. Вот уже 40 лет прислуживает в местном храме. Почти столько же она здесь и за звонаря.Во время каждого богослужения двенадцать раз ударяет в колокол:
— Когда покойника на кладбище несут, даю уходящий, протяжный звон колокола: «Жыў. Быў. І няма». На праздник звук более позитивный, с переливами.
Звонить в колокола — дело непростое, нужны и духовные силы, и физические. Но Нина Александровна, несмотря на возраст (ей 74 года), этого не ощущает. Признается, сам Бог ей стойкость дает:
— Пусть перезвон наших колоколов оповещает всех: жизнь в Вязыни продолжается!…Местечко таит много загадок. Сколько их? Подсчитать не возьмется даже Игорь Китиков, но попытаться может каждый. Любопытным этот колоритный уголок покажется и собирателям атмосферных локаций в соцсетях. Чего стоят здешние старинные колодцы с резными деревянными крышами! Всего их пять, и каждый оформлен по-своему. Одна из изюминок края — пожалуй, самая старинная (ей более двух веков) и длинная (почти 2 километра) липовая аллея в стране. Приезжайте в Вязынь — сами увидите диковинки Вилейского края.
kuzmich@sb.by