Победить чернобыльскую трагедию в первые годы помогал весь Советский Союз

Второй призрак Чернобыля

36 лет назад вышедший из-под контроля мирный атом в одночасье изменил жизнь сотен тысяч мирных граждан. Что происходило в первые дни, месяцы, годы после страшной аварии? Как удалось блокировать угрозу жизни и здоровью людей, так сказать, в зародыше? В 1986 году Николай Иванович Ермаков, будучи первым секретарем Буда-Кошелевского райкома комсомола, принял непосредственное участие в мероприятиях по переселению жителей наиболее загрязненных территорий. А с обретением Беларусью суверенитета в течение десяти лет занимался решением чернобыльских вопросов сначала в должности заместителя председателя по чернобыльским проблемам Буда-Кошелевского райисполкома, затем на посту начальника управления по чрезвычайным ситуациям и проблемам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС Гомельского облисполкома. И за этот срок пришел к однозначному выводу: пренебрежение уроками прошлого — непоправимая ошибка.

Запорожская АЭС, пока красивая и зеленая.

История без домыслов

— Не дай бог, в Украине повторится нечто подобное — по трагическим последствиям это будет ядерная война без атомной бомбы. И украинцы окажутся один на один со своей бедой. Ведь те мощные ресурсы, которые в первые годы после взрыва реактора выделялись на ликвидацию последствий аварии из бюджета Советского Союза, сегодня взять негде. На самом деле трудно представить более четкую и слаженную работу, нежели та, которая была проделана военными, формированиями гражданской обороны, руководителями местных органов власти, партработниками в первые дни после аварии. Уже 29 апреля созрели решения по эвакуации людей из наиболее загрязненных мест Гомельской области. А к 1 мая была очерчена так называемая 30-километровая зона.

Как член бюро Буда-Кошелевского райкома партии, я сразу включился в общее дело и лично занимался переселением жителей деревни Крюки Брагинского района. Это деревня на берегу Припяти, в 17 километрах от построенного позже в Чернобыле саркофага. На первое время семьи с детьми определили в санатории и пионерские лагеря. Дальше сельчанам предоставили право самим выбрать будущее место жительства. Выбор пал на деревню Губичи Буда-Кошелевского района. Молодежь из деревни разъехалась: недалеко два промышленных центра — Гомель и Жлобин. Отсюда и свободное жилье. В итоге в Губичах мы расселили около 120 семей. С первых месяцев начала работ по преодолению последствий аварии со всего СССР в нашу республику доставлялись сборно-щитовые дома для переселенцев. И уже к новому году около 50 таких домов в Губичах приняли новоселов. Позже в новые дома въехали и остальные крючане. Кроме того, из союзного бюджета людям была выплачена компенсация за оставшееся на загрязненных территориях имущество.

Николай ЕРМАКОВ.

Точка отсчета

— Хочу сказать, что 1986 год явился своего рода точкой отсчета в многолетней чернобыльской истории. После аварии в Гомельскую область приезжало много иностранных специалистов-радиологов. Помню, как с надеждой смотрел в глаза японскому профессору Хацумото, наивно полагая, что уж он-то знает, как бороться с последствиями радиоактивной атаки. Оказалось, чернобыльская катастрофа — явление для японцев столь же неизвестное, как и для нас. Взрывы атомных бомб в японских городах родили бешеную энергию, мгновенно унесшую множество жизней, объяснил ученый. Но сам ядерный гриб покинул остров и утонул в океане. А чернобыльский реактор распространил с ветром огромное количество радиоактивных веществ, осевших в густонаселенных пунктах со всей их сложной инфраструктурой. В результате в Хиросиме и Нагасаки живут люди, а вокруг Чернобыля по-прежнему зона отчуждения.

Беларусь стала своего рода полигоном для изучения воздействия малых доз радиации на человека, животных и растения. Из-за дефицита знаний случались ошибки и перегибы. Например, была попытка реанимировать загрязненные почвы за счет снятия верхнего слоя грунта. На эксперимент потратили определенные средства. Но успехом он не увенчался.

Хватало сложных психологических аспектов в работе с людьми. Когда прошел первый шок, начались сетования: что это за радиация такая, мы ее не видим и не чувствуем, ради чего перестраивать жизнь? Не имея на первых порах достаточных научных данных о возникшей угрозе, иногда сложно было отвечать на острые вопросы. Но никто из руководителей не уходил от прямого разговора. Люди не должны были себя почувствовать брошенными или обманутыми.

Последствия Чернобыля нельзя забывать.

Бесценный опыт

— На Гомельскую область выпали серьезные испытания. В той или иной степени загрязненной радионуклидами оказалась половина районов области. Прекратили существование около 50 хозяйств. Огромные территории были выведены из севооборота. Покрытие этих убытков осуществлялось из союзного бюджета. С прекращением существования СССР исчез и тот мощный ресурс, которым пользовались союзные республики при решении ряда проблем, в том числе и связанных с Чернобылем. На первый план вышел вопрос эффективного использования средств. На основе союзного закона о защите граждан, пострадавших от аварии на ЧАЭС, были приняты национальные законодательные акты. Нужно было следовать взятому курсу, но уже, как говорится, в новых условиях. А у нас действительно к этому времени был наработан опыт решения чернобыльских проблем.

Приоритетом оставалось обеспечение безопасных условий проживания людей на загрязненных территориях. Эта задача объединяла разные направления: постоянный радиационный мониторинг и дезактивацию, работу лабораторий по радиационному контролю в шаговой доступности для жителей населенных пунктов, взаимодействие с учеными и аграриями по вопросу совершенствования технологий выращивания чистой сельскохозяйственной продукции, строительство станций по обез­железиванию воды и многое другое.

Татьяна ЩЕДРЕНОК


МНЕНИЕ

Игра с ядерными спичками

Нет памяти — считай, калека. Вроде бы украинские руководители, как никто другой в мире, должны знать, чем чреваты ядерные техногенные катастрофы. Пускай Владимиру Зеленскому было только восемь лет, когда произошла авария на Чернобыльской АЭС. И жил он в другом регионе, достаточно далеко от эпицентра драматических событий. Но историю-то в школе должен был изучать! Или хотя бы поинтересоваться самыми трагическими ее датами, перед тем как начинать политическую карьеру. Увы, в Киеве (по крайней мере у власть имущих) наблюдается жесткий дефицит и памяти, и ответственности. Не мешало бы западным партнерам напомнить «младшему брату» о тех последствиях, которыми грозит авария на атомных объектах. А то получается, что с одной стороны коллективный Запад озабочен ядерной проблематикой, с другой — поставляет оружие Киеву, войска которого то перестрелку вблизи АЭС устроят, то взорвут линию электропередачи, которая питает систему охлаждения хранилища отработанного топлива в Чернобыле, то запускают над Запорожской АЭС дроны и другие взрывоопасные снаряды в сторону атомных реакторов… Играют с ядерными спичками. А искры от костра (не дай бог) могут разлететься не только по всей Украине, но и долететь до Европы. И даже до более дальних регионов.

Адольф Гитлер в конце войны приказал взорвать и разрушить всю инфраструктуру в стране: мосты, объекты энергетики и водоснабжения, предприятия… Словом, оставить победителям мертвую землю. Но даже его соратники по партии не выполнили этого поручения. По крайней мере, в массе своей. Выполни тогда нацисты преступный приказ, Германия могла впасть в такое варварское, первобытное состояние, что уже никогда не возродилась бы.

А какая цель у украинских военных и политического руководства, когда они осуществляют атаки на ту же Запорожскую АЭС? Акт коллективного самоубийства? Напомню уроки Чернобыля. Тогда загрязненными оказались 200 тысяч квадратных километров территории. Почти 120 тысяч человек переселили. Из оборота пришлось вывести около 5 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий.

Конечно, больше всего пострадали территории в радиусе приблизительно 100 километров от Чернобыля. Но радионуклиды разлетелись по всей Европе. Радиоактивные дожди выпали за тысячи километров от эпицентра взрыва. В 2000-х медики и экологи в опубликованных докладах утверждали: из-за аварии на ЧАЭС неполноценными родились десятки тысяч детей. Не исключено, что в этих предположениях было больше политики, чем исследований. Но будем откровенны: многое о воздействии радиации на человека еще неизвестно.

На самом деле последствия могли быть еще более печальными, если бы не умение советского руководства мобилизовать силы и средства в критических ситуациях. Группировка только военнослужащих внутренних войск, которые осуществляли ликвидацию аварии, в моменте доходила до 40 тысяч человек и 10 тысяч единиц техники. Всего в ликвидации участвовало свыше 500 тысяч человек. Для предотвращения загрязнения грунтовых вод и реки Днепр в грунте вокруг станции соорудили защитную стену, глубина которой местами доходила до 30 метров. Также в течение десяти дней инженерными войсками были отсыпаны дамбы на реке Припять. За считаные месяцы над реактором возвели саркофаг, который исключил дальнейшие выбросы радиации. Вообще, летопись «войны» в Чернобыле подробно описана. Но в Украине эти трагические факты игнорируют.

Владимир ВОЛЧКОВ

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter