Владимир Соколов.
Это сейчас мода мужская и женская практически сравнялась. Барышни запросто носят те же картузы. Они уже давно не считаются частью военной формы или элементом стиля милитари. Но еще в начале XX века традиционный наряд белорусов имел свои отличительные особенности. Важной и обязательной частью костюма был головной убор — летний или зимний. Причем у каждого из них имелись свои тайны.
— Традиционный головной убор белоруса — это не соломенный брыль, как принято почему-то считать, — первым делом объясняет руководитель мастерской «Картузарши» Елена Шкапец. — Его носили в основном бедняки и пастухи. А скажем так, ассортимент мужских головных уборов был чрезвычайно широк.
Елена Шкапец.
Некоторое время назад в Дом ремесел обратились представители народных творческих коллективов с просьбой проконсультировать насчет головных уборов к традиционным народным костюмам.
— Мы начали изучать литературу, обратились к архивам, заглянули в музейный комплекс, и оказалось, что белорусы были те еще модники, — улыбается Елена. — Так родилась идея создать мастерскую, чтобы дополнить традиционные белорусские костюмы головными уборами, а по сути, завершить их. Ни у ремесленников, ни в творческих коллективах соответствующих экземпляров не было, поэтому мы сами начали их отшивать. Некоторые уже приобретены: один экземпляр уехал, например, в Минск, его купил представитель Академии наук.
Сейчас в коллекции мастерской имеются практически все виды мужских летних и зимних головных уборов. К примеру, шерстяные магерки и меховые аблавухи, которые широко использовались еще в прошлом веке.
Из натуральной овчины изготавливали меховые финки и папахи. Последние предпочитали представители шляхты. В начале XIX века на территории современной Беларуси появился новый головной убор — картуз.
— Это единственный головной убор, который считался русским. Он появился в армии и пришел на смену тяжелому киверу. Изначально картуз был на кивер очень похож, но со временем его формы и размеры изменились, существенно уменьшился козырек, — продолжает Елена Шкапец.
Картузы изготавливались из сукна — плотно валянной шерсти, а для летних вариантов использовали репс. Были и кожаные. Такой тоже имеется в местном музее, в мастерской же — его точная копия. Часто для картузов изготавливали подбородочные козырьки, которые не только плотно фиксировали шапку на голове, но и выполняли чисто декоративную функцию.
Все эти предметы шляпного искусства не только вдохновляют, но и позволяют не терять связь времен, признается директор Дома ремесел Владимир Соколов:
— Мы попытались обыграть это даже в названии нашей мастерской. Хотелось, чтобы она имела французское звучание, так как Орша тесно связана с событиями войны 1812 года. Более того, в здании, где располагается наш Дом ремесел, ночевал император Наполеон Бонапарт! Не в коллегиуме, как принято считать, а именно здесь, в бурсе.
Так вот: когда быстро произносишь «Картузарши», звучит вроде бы слегка по-французски, а на самом деле это просто игра слов — «картузы Орши».leonovich@sb.by