В электричках и поездах могут запретить мелкую торговлю

Всякий ли коробейник лишний на железной дороге

ЕДИНСТВЕННЫМ транспортом во времена моего студенчества, которым могла добраться из деревни Минского района до столицы, была электричка. Пятьдесят минут пути не скучала: то музыканты по вагонам расхаживали, таская за собой вместе с инструментом громоздкие усилители звука, то торгаши, изумлявшие маркетинговыми уловками. Ассортимент коробейников впечатлял: всякая всячина, начиная от пластыря и заканчивая отпугивателями грызунов. Но и сейчас, груженные сумками с водой, мороженым и прочей мелочью, продавцы колесят по дизелям и электричкам. Правда, пока… Министерство транспорта и коммуникаций вынесло на общественное обсуждение проект постановления, который запретит разносную торговлю какими-либо товарами, включая продукты питания, в поездах региональных линий эконом-класса и городских линий. 

Бизнес на колесах появился в конце прошлого века. Незанятую нишу, а вернее, вагоны поездов, быстро облюбовали предприимчивые продавцы. Тогда бойкие торгаши смекнули: зачем платить за торговую точку, отчислять энную сумму с прибыли в бюджет, если есть коммерчески выгодная площадка? Пригородные электропоезда с постоянно сменяющимися потенциальными покупателями. Что может быть лучше? Плюсы челночной торговли ощутили на себе и пассажиры — товар, причем недорогой, сам приходит к покупателю. За нужной мелочью, которая пригодится на огороде, не нужно ехать на рынок и в специализированный магазин. 

Казалось бы, от бизнеса все в выигрыше. Но игроки рынка забывали еще одну сторону, официальную – перевозчика. Железнодорожный транспорт, который в ведении Министерства транспорта и коммуникаций, становился местом несанкционированной торговли. Ведь продавать товары можно лишь в местах, где созданы соответствующие условия и соблюдены определенные санитарные нормы. В дизелях и электричках такие требования, понятно, не выполняются. Вот и выходит, что нелегальный бизнес процветает прямо на глазах перевозчиков. Пресечь его, наказав челнока рублем, путь неэффективный. Сегодня он получит штраф, завтра снова сядет в поезд Минск—Осиповичи.

В треугольнике «продавец — перевозчик — покупатель» самым, считай, незащищенным оставался последний участник этого «рынка на колесах». Товар коробейника без чека, соответственно, и претензии в случае покупки некачественного изделия предъявить некуда. Одно дело, когда на третий день носки порвался плащ-дождевик, и совершенно другое — испорченные пирожки, которыми вполне может отравиться ребенок… Даже в этом случае с продавца взятки гладки.

Правда, за свою репутацию продавцы все же ратуют. Пожилую даму, которая предлагала в поезде Минск—Молодечно плащи, газеты и напитки, наблюдала в поезде несколько лет. Во время одной из поездок разговорились. Оказалось, работать по электричкам пошла не от хорошей жизни. С предприятия уволили, а до пенсии оставалось несколько лет. Пришлось крутиться. Баснословных заработков та, призналась, не имеет — большая часть прибыли уходит на товар и проездной. Но это все же лучше, чем ничего. Да и что плохого в подобной торговле, задавалась вопросом продавец. Одно дело, когда путь до пункта назначения занимает до 30 минут. А если время следования поезда два и больше часа? В невыносимый летний зной прохладительный напиток, который предлагается, словно капля живительной влаги. 

Действительно, в большинстве своем челноки торгуют по мелочам. Вещи, которые они предлагают, как правило, не требуют гарантии. Почему бы все-таки руководству железной дороги не пойти навстречу и не включить зеленый свет коробейникам? Предположим, разрешить торговать при наличии соответствующих документов. Так продавцы выйдут из подполья, а железная дорога и те, кто пользуется ее услугами, только от этого приобретут. Но готовы ли торговцы выйти из тени? Вопрос пока открытый.

bizyk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter