ЕДИНСТВЕННЫМ транспортом во времена моего студенчества, которым могла добраться из деревни Минского района до столицы, была электричка. Пятьдесят минут пути не скучала: то музыканты по вагонам расхаживали, таская за собой вместе с инструментом громоздкие усилители звука, то торгаши, изумлявшие маркетинговыми уловками. Ассортимент коробейников впечатлял: всякая всячина, начиная от пластыря и заканчивая отпугивателями грызунов. Но и сейчас, груженные сумками с водой, мороженым и прочей мелочью, продавцы колесят по дизелям и электричкам. Правда, пока… Министерство транспорта и коммуникаций вынесло на общественное обсуждение проект постановления, который запретит разносную торговлю какими-либо товарами, включая продукты питания, в поездах региональных линий эконом-класса и городских линий.
Бизнес на колесах появился в конце прошлого века. Незанятую нишу, а вернее, вагоны поездов, быстро облюбовали предприимчивые продавцы. Тогда бойкие торгаши смекнули: зачем платить за торговую точку, отчислять энную сумму с прибыли в бюджет, если есть коммерчески выгодная площадка? Пригородные электропоезда с постоянно сменяющимися потенциальными покупателями. Что может быть лучше? Плюсы челночной торговли ощутили на себе и пассажиры — товар, причем недорогой, сам приходит к покупателю. За нужной мелочью, которая пригодится на огороде, не нужно ехать на рынок и в специализированный магазин.
Казалось бы, от бизнеса все в выигрыше. Но игроки рынка забывали еще одну сторону, официальную – перевозчика. Железнодорожный транспорт, который в ведении Министерства транспорта и коммуникаций, становился местом несанкционированной торговли. Ведь продавать товары можно лишь в местах, где созданы соответствующие условия и соблюдены определенные санитарные нормы. В дизелях и электричках такие требования, понятно, не выполняются. Вот и выходит, что нелегальный бизнес процветает прямо на глазах перевозчиков. Пресечь его, наказав челнока рублем, путь неэффективный. Сегодня он получит штраф, завтра снова сядет в поезд Минск—Осиповичи.
В треугольнике «продавец — перевозчик — покупатель» самым, считай, незащищенным оставался последний участник этого «рынка на колесах». Товар коробейника без чека, соответственно, и претензии в случае покупки некачественного изделия предъявить некуда. Одно дело, когда на третий день носки порвался плащ-дождевик, и совершенно другое — испорченные пирожки, которыми вполне может отравиться ребенок… Даже в этом случае с продавца взятки гладки.
Правда, за свою репутацию продавцы все же ратуют. Пожилую даму, которая предлагала в поезде Минск—Молодечно плащи, газеты и напитки, наблюдала в поезде несколько лет. Во время одной из поездок разговорились. Оказалось, работать по электричкам пошла не от хорошей жизни. С предприятия уволили, а до пенсии оставалось несколько лет. Пришлось крутиться. Баснословных заработков та, призналась, не имеет — большая часть прибыли уходит на товар и проездной. Но это все же лучше, чем ничего. Да и что плохого в подобной торговле, задавалась вопросом продавец. Одно дело, когда путь до пункта назначения занимает до 30 минут. А если время следования поезда два и больше часа? В невыносимый летний зной прохладительный напиток, который предлагается, словно капля живительной влаги.
Действительно, в большинстве своем челноки торгуют по мелочам. Вещи, которые они предлагают, как правило, не требуют гарантии. Почему бы все-таки руководству железной дороги не пойти навстречу и не включить зеленый свет коробейникам? Предположим, разрешить торговать при наличии соответствующих документов. Так продавцы выйдут из подполья, а железная дорога и те, кто пользуется ее услугами, только от этого приобретут. Но готовы ли торговцы выйти из тени? Вопрос пока открытый.
bizyk@sb.by
В электричках и поездах могут запретить мелкую торговлю
Всякий ли коробейник лишний на железной дороге
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.