На днях в Минске впервые чествовали обладателей престижной награды – Международной премии имени Лазаря Хидекеля за инновационные и экологические решения в архитектуре. Чтобы вручить ее, в Беларусь приехала семья Л. Хидекеля – архитектора-новатора, одного из основателей Витебского художественного объединения УНОВИС. В этом году этот уникальный творческий союз, неразрывно связанный с идеями Казимира Малевича и его детища супрематизма, отмечает 100-летие. К вековому юбилею готовятся основательно. Чтобы о белорусском художественном авангарде узнали все, не обойтись без точки опоры. Об этом и не только говорили родные Л. Хидекеля сегодня, 13 октября, побывавшие на его малой родине в Витебске.
Первым делом зарубежные гости посетили музей истории Витебского народного художественного училища. Именно там когда-то заложили основу не только витебского, но и мирового авангарда. «Ощущаете ли незримое присутствие отца, находясь здесь?» – поинтересовались у Марка Хидекеля, который с успехом продолжает династию. Уже сам известный архитектор признается:
- Очень волнительно увидеть этот дом, этот исток. Верю, что камни хранят память, а потом несут нам информацию. Радостно, что здание возродили, что оно продолжает жить. Самое главное – восстановить и историческую справедливость: УНОВИС – это целая философия, как сказали бы сейчас, научно-исследовательский кластер, явление, «оплодотворившее» искусство XX и XI века. А ведь вначале пути это была группа подростков-уникумов, воодушевленных идеями Шагала, Малевича, Лисицкого… Влияние на весь художественный мир того, что когда-то родилось в витебских стенах, сложно переоценить. Явление уникально и радикально – в том смысле, что в корне изменило все представление об искусстве, начавшись с полетами над Витебском Шагала и вылившись в бесконечный космос Малевича.
На малой родине, как сам он себя называл, архитектора-фантаста, его дело помнят и развивают. О том, как витебскую художественную школу в целом воспринимают в мире, рассказала жена Марка Хидекеля Регина – доктор искусствоведения, один из ведущих экспертов по творчеству Лазаря Хидекеля и УНОВИСу. Изучение супрематизма, возврат имен его творцов в историю искусства очень длителен, объективно смотрит на вещи собеседница:
- Причем, многое зависит от того, как к этому искусству относятся на родине. Если дома его воспринимают, продолжают, то это обязательно дает плоды. Уверена, сегодня действительно знаковое событие: Беларусь говорит о своем наследии. Отсюда мы ждем импульс признания, понимания, уважения. Именно это может очень сильно повлиять на то, чтобы УНОВИС стал в разы известнее в глобальном масштабе. Мы живем в США, стране, где эклектика, смешение наций сама ее суть. Не затеряться в потоке помогает чувство дома. Но наши корни должны подпитываться отсюда, из родных мест. Поэтому для нас так значима поддержка из Беларуси, возможность сделать здесь выставку Лазаря Хидекеля, оповестив об этом весь мир.
И Лазарь Хидекель, и его гениальный наставник Марк Шагал болезненно воспринимали саму идею возвращения в Витебск. Боялись не узнать родной город в том, что было поднято из руин после Великой Отечественной войны. Фантастика, что здание народного художественного училища уцелело, восстановлено и получило второе дыхание, считает внук архитектора-новатора Роман Хидекель. В городе над Двиной он впервые, впечатлений – через край:
- Обязательно прогуляемся по старой части Витебска, заглянем в дом-музей Марка Шагала. Хочется напитаться атмосферой этого города – без сомнений, особенной, творческой.
Роман – тоже архитектор, урбанист, строитель и охотно готов предложить малой родине своего деда эксклюзивные совместные проекты. Лазарь Хидекель, создавая на бумаге свои эко-города, дома будущего и т.д., говорил: «Нас поймут через 100 лет». Похоже, таймер сработал. К слову, среди лучших работ, отмеченных премией Хидекеля, - создание архитектурно-археологического комплекса на площади 1000-летия в Витебске. Символично, что его автор – талантливая землячка мастера Александра Арасланова.
ДОСЛОВНО
Андрей Духовников, директор Витебского центра современного искусства:
- К 100-летию УНОВИСа запланировано много интересного. Так, в феврале 2020 года в Минске впервые увидят выставку работ Лазаря Хидекеля, которая обещает стать крупнейшей в истории. Для этого есть все необходимое – сотни работ из личного архива семьи. Это и эскизы космических жилищ, футуристические планы «Города-сада», «Аэрогорода», «Аквагорода», чудом сохранившиеся документы УНОВИСа. Примерно в это же время в музее истории Витебского народного художественного училища состоится международная научная конференция, посвященная круглой дате и творческой «биографии» объединения. Инициатором мероприятий выступил Центр белорусско-еврейского культурного наследия и музей истории Витебского народного художественного училища при поддержке компании А1. А начнет юбилейный для УНОВИСа год выставка юных художников из Беларуси, Испании, Польши и США. От Витебска на ней представлено почти 20 авангардных работ. В настоящий момент экспозиция с успехом проходит в испанской Марбелье, а в январе приедет в нашу столицу.
СПРАВОЧНО
Уроженца Беларуси Лазаря Хидекеля знают как первого в мире супрематического архитектора-новатора, автора первого архитектурно-экологического манифеста, человека, который в 1920-1930-е годы создавал опережающие время проекты эко-городов и городов будущего с космическими домами. Хидекель – один из основателей УНОВИСа, художественного объединения «Утвердители нового искусства», которое создали ученики и преподаватели Витебского народного художественного училища. Л. Хидекель учился у Марка Шагала и Эль Лисицкого, а в 16 лет возглавлял в училище архитектурные мастерские.
Naumova@sb.by