На протяжении многих десятков лет лидское ОАО «Лакокраска» остается одним из градообразующих предприятий города. Здесь трудится более 1200 человек, которые обеспечивают потребности заводов, фабрик и стройорганизаций многих секторов экономики. Нынешний год оказался не самым легким для предприятия: из-за санкций привычные рынки сбыта закрылись, актуальным стал и сырьевой вопрос. Тем не менее эффективность производства не просела, осталась на уровне, заложенном в бизнес-плане предприятия. Какие резервы были использованы, изменились ли стратегические направления его развития? Об этом наши корреспонденты узнали, побывав на производственной площадке в Лиде.
Административное здание радует глаз всеми цветами радуги.
Выход есть всегда
Директор предприятия Андрей Гурчин вспомнил о первых сложностях:— Оказались в санкционных списках еще в прошлом году, поэтому какое-то время пребывали в растерянности и даже испытывали некоторую тревогу, думая о будущем. Однако вскоре пришло осознание, что эти неприятности по большому счету лишь толчок для решительных действий. Коллективно собрались с мыслями. И в течение месяца все проблемы решили, выйдя на запланированные объемы производства и продаж. По результатам прошлого года сработали с хорошей рентабельностью, заработали 25 миллионов рублей чистой прибыли.
Второй виток проблем начался в феврале, и он был связан с закрытием рынков сбыта на территории Евросоюза:
— Была проделана огромная работа для восстановления каналов продаж и поставок сырья, по импортозамещению. В результате открыли для себя рынок Китая. Интересной в плане сырьевой базы, особенно для производства лакокрасочных материалов, оказалась Индия. Однако потеря украинского рынка стала достаточно существенной, учитывая, что на его долю приходилось около 50 процентов продаж. Чтобы хоть как-то компенсировать потери, делаем ставку на выпуск новых видов продукции, в частности смол. Это позволит выйти на рынок России и дальнего зарубежья. Несмотря на снижение объемов производства, которые на данный момент составляют 75 процентов от прошлогоднего показателя, эффективность остается на уровне, заложенном бизнес-планом. Это происходит за счет увеличения продаж, благодаря которым последние два месяца снова вышли на чистую прибыль.
Андрей Гурчин.
Андрей Гурчин возглавил ОАО «Лакокраска» в октябре 2020 года, когда дела на предприятии обстояли не лучшим образом. Однако отвлекаться на знакомство с производством ему не пришлось, так как молодой руководитель начинал свой трудовой путь именно здесь.
— За первое полугодие средний заработок на предприятии составил более 1200 рублей, — отмечает директор. — Несмотря на сложности, с которыми столкнулись, доходы работников не уменьшились.
В настоящее время предприятие обладает всей необходимой производственной инфраструктурой для выпуска различных лакокрасочных материалов. На его мощностях есть возможность организовать производство лакокрасочной продукции под конкретные требования заказчика.
Новая продукция пользуется популярностью в стране и за рубежом.
Ответ на запросы потребителей
На протяжении почти 70-летней истории развития ассортимент выпускаемой продукции ОАО «Лакокраска» обновляется и расширяется за счет новых лакокрасочных материалов, отвечающих современным эксплуатационным и экологическим требованиям. На заводе развивают научную базу, работая в тесном контакте с потребителем. Одна из задач — создать достойную конкуренцию импортным аналогам. В настоящее время ассортиментный перечень предприятия включает свыше 2000 наименований продукции.— Если в целом коснуться инновационной деятельности, то она направлена прежде всего на производство новых видов материалов, — подчеркивает Андрей Гурчин. — Существует большая программа, разработанная совместно с Министерством промышленности, по замещению продукции европейских производителей. Это длительная работа, так как специалистов в нашем деле не так много. Тем не менее 5—6 новых продуктов в год мы представляем. Наибольший плюс от этой деятельности имеют наши белорусские предприятия. В частности, когда приходим на тендер к МАЗу и соревнуемся с иностранцами, нередко удается снизить цену на 30 процентов. Это означает, что европейские конкуренты все эти годы зарабатывали на белорусских производителях немалые деньги. Работаем и на розницу. Для примера, в прошлом году запустили новую линейку органических красок, практически не имеющих запаха. Ведь главные претензии к нашей продукции были такими: долго сохнет и сильно пахнет. Первые отзывы не заставили себя ждать. Люди пишут, что новая продукция абсолютно другая. Немаловажно и то, что нам удалось не выйти за рамки прежней ценовой категории.
В лаборатории климатических испытаний максимально точно определяется срок службы лакокрасочного покрытия. Качество продукции ОАО «Лакокраска» неоднократно отмечалось наградами и призами международных комитетов и организаций стандартизации.
— В прошлом году реализовали два инвестиционных проекта, — рассказывает руководитель. — Во-первых, модернизировали старую азотно-кислородную станцию, что позволило снизить потребление энергии на 40 процентов. Во-вторых, запустили резервный паровой котел, чтобы отказаться от платных услуг городской ТЭЦ. На ближайшую перспективу запланирована реализация еще нескольких инвестпроектов, направленных на получение дополнительного дохода. Собираемся строить пиролизную печь для переработки различных видов отходов в топливо.
Коллектив молодеет
Потенциал химического предприятия требует грамотных специалистов, однако долгое время молодежь обходила «Лакокраску» стороной. Сейчас средний возраст начальников цехов — до 40 лет. А как же без старожилов? Инженер производственного отдела Виктор Ардюк пришел на предприятие 33 года назад.— Начинал аппаратчиком синтеза, был мастером, технологом, начальником производства, — рассказывает собеседник. — Первое впечатление, безусловно, было ярким. Огромное количество резервуаров, большой перечень химических веществ, с которыми пришлось сталкиваться каждый день, — все это не оставляло равнодушным. По мере получения опыта начал больше задумываться над улучшением эффективности работы, качества продукции.
В 2017-м предприятие завершило техническое перевооружение производства фталевого ангидрида. В результате техперевооружения мощности завода по выпуску этого продукта выросли в два раза. 37-летний начальник цеха № 2 Александр Хутный рассказал о своей вотчине:
— Пришел на предприятие слесарем, а сейчас в подчинении 116 человек. У нас особо вредные условия труда, поэтому люди обеспечиваются лечебно-профилактическим питанием. Наша продукция используется для производства пластификаторов, резины, полуфабрикатных лаков и даже некоторых медикаментов. Почти 90 процентов уходит на экспорт, около 5 процентов используется для собственного производства лаков. Все оборудование импортное, поэтому есть вопросы с доставкой запчастей. Надеемся, что это временные трудности.
Новый цех по производству фталевого ангидрида — сердце предприятия.
Молодежь в ОАО «Лакокраска» очень активная. Именно молодые специалисты инициировали развитие промышленного туризма на предприятии. Сергей Тарасюк работает мастером по ремонту технологического оборудования.
— Знакомить с реальной картиной на производстве необходимо со школьной скамьи, — уверен специалист. — А то многие думают, что завод — это что-то скучное. В итоге же и школьники, и учителя оставляют только положительные отзывы об увиденном. Сам устроился на работу на должность инженера-механика в 2020 году и, проработав два года, пошел на повышение. В подчинении две бригады — монтажников и слесарей. В общем, все заявки по ремонту и модернизации оборудования направляются ко мне. Постоянно повышаю квалификацию, езжу на курсы, потому что планирую остаться здесь надолго.
Молодой специалист Сергей Тарасюк готов остаться на предприятии надолго.
vrublevskaya@sb.by