Помню жаркое лето 2014-го. Одна за другой в стране, вызвав бурный общественный резонанс, рухнули несколько финансовых пирамид, созданных в форме потребительских кооперативов. Вроде как общественные и некоммерческие организации. Но развернули такую деятельность, что сотни вкладчиков принесли в эти кассы взаимопомощи эквивалент нескольких миллионов долларов. В надежде получить через некоторое время вдвое больше — столь привлекательны были ставки. Теперь многие из этих людей навсегда запомнили названия компаний, их обобравших, — «Спектр-капитал», «Альянс взаимного доверия», «Якутские бриллианты». По свежим следам был принят Указ Президента № 325, разрешивший с 1 января 2015 года потребительским кооперативам привлекать деньги только от учредителей и лишь в определенных случаях — от других своих участников. А сами микрофинансовые организации попали под жесткий надзор Нацбанка, где по сей день ведется их реестр. Не провожу параллели, однако вот факты...
Квартиры в складчину
Пока государство обсуждает внедрение механизма системы стройсбережений, просчитывая ее устойчивость и риски с учетом негативного опыта программы «Рациональный дом», в Могилеве активно работает потребительский кооператив «Жилищный баланс», открывший офисы в Минске, Гродно, Гомеле, Витебске и Бресте. Цель, обозначенная в уставе, — объединение паевых взносов, приобретение недвижимости в кооперативную собственность и дальнейшее ее распределение среди членов кооператива в соответствии с участием каждого.
Гражданам предлагают стать членом организации, заплатив вступительный взнос — 5% от стоимости желаемой квартиры. И в течение определенного периода (минимум полгода) накапливать деньги, внося их на счет кооператива под 1,5% годовых. Когда будет собрана оговоренная сумма учетных паев, можно выбирать недвижимость. «Жилищный баланс» ее приобретает, вселяет людей по договору найма, которые затем выкупают жилье (в рассрочку до 15 лет), а также платят проценты за владение и пользование недвижимостью — собственностью кооператива и за пользование средствами паевого фонда организации. Можно рассчитаться раньше, тогда меньше будет переплат, которые на этапе выкупа в минувшем году составили 11,1% годовых.
Вам это ничего не напоминает? Лизинг, например? Только описанный в другой терминологии: паи, взносы — и тем самым не подотчетный, как лизинговые организации, Нацбанку.
Каждый четвертый метр — наш
На 1 января 2019 года в потребительский кооператив «Жилищный баланс» 721 человек внесли более 9 млн рублей. За эти деньги по всей стране куплено и передано внайм 135 квартир, 4 стали собственностью вкладчиков. Молва разносит отклики новоселов по соцсетям. И в офисе компании уже выстраиваются очереди из желающих обзавестись жильем, по-простому, без поручителей, оценки состоятельности, залогов и изучения кредитной истории. Нужны только паспорт, справки о составе семьи и доходах (желательно всех трудоспособных членов семьи). У руководителя проекта Евгения Раитина большие планы:
— В стране строится 4 миллиона квадратных метров жилья в год, мы можем миллион финансировать через несколько лет. Но за ориентир взяли 330 тысяч квадратных метров, чтобы избежать риска падения спроса на жилую недвижимость в будущем.
Минуточку внимания: миллион квадратных метров — это четвертая часть годовой программы страны, 330 тысяч квадратных метров — практически десятая часть. Понимаете, на какие деньги замахивается структура, которую в 2014 году зарегистрировали Е.Раитин и группа его единомышленников? Но что будет, если разросшаяся система пошатнется и граждане массово побегут требовать деньги обратно? Ведь сегодня компания не подотчетна ни Нацбанку, ни Минстройархитектуры, ни Могилевскому горисполкому. Никому. Ее балансы, как в садовом товариществе, например, проверяет только ревизионная комиссия. Высший орган управления — общее собрание. Хотя деятельность по факту сродни банковской. Александр Авраменко, начальник управления жилищной политики Минстройархитектуры, высказал сомнения в устойчивости системы:
— Какие гарантии? Стол и стулья в офисе или 135 квартир на 720 семей?
Как сообщили в пресс-службе Минстройархитектуры, этот частный проект руководство и специалисты сейчас внимательно изучают и готовы вернуться к его обсуждению, когда будет полная и ясная картина о происходящем.
Кто гарант?
А происходит вот что. Рынок недвижимости на подъеме. Доходы людей выросли, и каждую лишнюю копейку они готовы вложить в жилье. Много идет в проект молодых семей с детьми. Несмотря на достаточно отстраненную позицию Министерства архитектуры и строительства в отношении, подчеркиваю, сугубо частной инициативы, на сайте компании — прямые ссылки на господдержку. В разделе «О нас. История проекта» можно прочитать: «Создание проекта «Жилье в рассрочку» было продиктовано обстоятельствами, складывающимися в строительной отрасли республики. Сразу после кризиса 2011 года было очевидно, что при росте темпов инфляции резко увеличивается нагрузка на бюджет, связанная с субсидированием процентной ставки по льготным кредитам, а это означало, что государство будет снижать объемы льготного кредитования... В этих условиях необходим был инструмент объединения ресурсов домохозяйств, с помощью которого граждане, во-первых, смогут закреплять свои доходы в квадратных метрах, и во-вторых, через это решать свои жилищные проблемы. Таким образом, в 2012 — 2013 годах был разработан проект «Жилье в рассрочку» по созданию Единой накопительной системы (ЕНС), а в 2014 году начата его реализация. В ходе работы над проектом мы постоянно консультировались в Министерстве архитектуры и строительства, информировали министерство о состоянии дел, а в ходе реализации проекта обязательно будем работать с министерством, в том числе по созданию нормативной правовой базы, улучшающей возможности населения в решении жилищных проблем». Плюс скриншоты двух писем-ответов, датированные 2013 и 2015 годами.
Как быть?
Вопрос немаловажный. Сотни судеб уже вплетены в систему и миллионы рублей. Почему бы своевременно не ввести внешний надзор, аудит и мониторинг деятельности разросшейся компании, которая тогда, возможно, могла бы стать базой системы стройсбережений, если есть во всем происходящем рациональное зерно?
МНЕНИЯ ПО ПОВОДУ
Галина Емельянова, заместитель начальника отдела строительства Могилевского горисполкома:
— Могилевский горисполком не поддерживает методику работы ПК «Жилищный баланс», однако правом вмешиваться в деятельность самостоятельных юридических лиц не обладает, в связи с чем препятствовать его работе в настоящее время нет законных оснований. Когда к нам звонят люди и интересуются, можем высказать только личное мнение о возможных рисках.
Денис Паршин, адвокат Гомельской областной коллегии адвокатов:
— Потребительский кооператив является некоммерческой организацией, доходы и прибыль кооператива не могут распределяться между его членами. В случае возникновения в финансовом году убытков члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев покрыть их путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован судом по требованию кредиторов. При этом члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в установленных законодательством случаях и пределах. В случае банкротства потребительского кооператива рассуждать о возможности полного возмещения его членам стоимости паенакоплений, образованных за счет внесения паевых взносов, можно исключительно в теоретической плоскости. Поскольку расчеты с данной категорией кредиторов производятся в последнюю очередь, на практике, как правило, имущества организации-банкрота оказывается недостаточно.
aelita@sb.by