От промышленных гигантов до микропредприятий. Подавляющее большинство производств в нашей стране не останавливалось, даже несмотря на закрытие границ и приостановление кооперационных связей. С конвейеров продолжала сходить продукция, а главное — сохранились рабочие места. Тем, кто сильно пострадал в сложных условиях, государство оказало помощь.
Обратились — поможем
На днях в Бресте прошло второе заседание рабочей группы, рассмотревшей обращения 6 предприятий, попавших в трудное положение. По словам начальника управления по труду, занятости и соцзащите Брестского горисполкома Михаила Романюка, помощи просили две полиграфические фирмы, работавшие на швейный бизнес, одно швейное производство, специализирующееся на вечерних и свадебных платьях, предприятие общества инвалидов по зрению, гостиница и автосервис.
У каждой компании своя причина, по которой бизнес просел. Например, те, кто шил нарядные платья, ушли в минус, поскольку массовых мероприятий в таких масштабах, как раньше, с апреля по июнь не проводилось. Каждое предприятие претендовало на материальную помощь по Указу Президента «О временных мерах государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан». Он предусматривает предоставление субсидии организациям, кроме бюджетных, для осуществления доплат работникам до величины минимальной зарплаты. По всем 6 приняты положительные решения.
А на первом заседании, состоявшемся неделей раньше, из пяти претендентов на помощь добро дали трем, обращает внимание Михаил Романюк:
— Это большое швейное предприятие, где трудится свыше 100 человек, гостиница и небольшая турфирма. У швейников было падение объемов производства, поскольку их основной потребитель — Россия, где временно приостановились рынки, да и комплектующие тоже шли извне. В обращении говорилось, что с 12 июня они открываются и им достаточно поддержки на один месяц, а дальше сами будут справляться. У гостиницы наполняемость упала до 10 процентов, тогда как средняя была на уровне 50 процентов. Персонал перевели на неполный рабочий день, поэтому решили поддержать и его.
Что касается турфирмы, то не нужно и говорить о том, какие проблемы возникли у этого направления бизнеса сегодня в связи с закрытием границ и курортов. В Бресте, продолжает Михаил Романюк, работает около 30 туристических компаний. Пока обратилось четыре. Комиссии собираются по мере поступления заявлений с учетом того, что на принятие решения исполкомом отводится 10 рабочих дней.
Сила в маске
Впрочем, многие предприятия смогли приспособиться к непростым временам. Выкручивались как могли. ОДО «Панда», крупный производитель женской, молодежной и детской одежды из Бреста, — одно из таких. С начала эпидемии предприятие сменило профиль и переключилось на пошив масок. Этот ход, говорит заместитель директора по развитию Николай Ласкович, помог остаться на плаву, сохранить рабочие места и зарплату:
— У нас все хорошо. Правда, сейчас около 300 000 масок осталось на складе, поскольку стала приходить гуманитарная помощь. Зато в случае чего есть запас. Шили маски до середины мая. Потом работали по давальческой схеме. Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение получило заказ на Европу, выступив в качестве генподрядчика, а мы были на субподряде с ними.
Благодаря оперативному перепрофилированию производства швеи предприятия не остались без работы.
С июня предприятие шьет уже свою продукцию: школьную форму для розничной торговли, идет дошив летних коллекций и начинается работа над осенними. Фирма полностью загружена. Все 350 работников обеспечены зарплатой, которая в апреле у швей не то что не просела, а даже поднялась благодаря спросу и хорошей цене на маски. Немного хуже, отмечает Николай Ласкович, было в мае:
— Маски для Европы трудоемкие, и у нас не хватало оборудования, чтобы быстро шить. Мы технологически к другому виду маски были не готовы. Тем не менее люди получили зарплату, не сидели дома.
Дело пошло!
Непросто было и другим отраслям. Взять, к примеру, предприятие, входящее в холдинг «Пинскдрев», СООО «Пинскдрев-Адриана». В день фирма, где работает 840 человек, выпускает 250 мебельных гарнитуров. 50 процентов продукции идет на экспорт. Во многие страны Европы, Россию. И это солидный доход. В апреле — мае, говорит заместитель директора Павел Скирич, загрузка мощностей упала до 60 процентов, в июне уже вышли на 75 процентов, в июле возвращаются на 100 процентов:
— Зарплату платили вовремя. Конечно, немного меньше. Средняя в хорошие времена у нас 1100, но это за 22 рабочих дня плюс выходные. Однако никаких увольнений и сокращений не было. А уже 19 июня к нам поступил заказ из Европы — мейл от крупной польской фирмы. Заявка на неделю — 690 гарнитуров.
На предприятии ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев».
В последние месяцы упала посещаемость и доход у парикмахеров, в салонах красоты, кафе и ресторанах. Но замок на дверь вешали не все. Кулинары выживали за счет доставки еды на дом. Некоторые даже занимались благотворительностью. Например, в Бресте кулинарная студия Gurman, ресторан «Сытый заяц» и кафе «Незабудка» приготовили медикам более полутора тысяч обедов.
А Андрей Пахомов, владелец собственного центра подологии в Бресте, несмотря на то, что его бизнес завязан на тесном контакте с клиентами, даже смог расширить дело. И делится лайфхаком:
— У нас всегда все было стерильно и до эпидемии. Перчатки, маски, дезинфекция. Соответственно, клиенты нам доверяли, а это главное. Поэтому убытка не было. Повысилась арендная плата — сменили адрес. И развиваемся на новом месте. Помимо педикюра и маникюра, открылась парикмахерская. Есть много других планов.
Клиентов по «эстетике» — например, на маникюр, продолжает Андрей, стало немного меньше. Но больше стало приходить людей с заболеваниями вросших ногтей, грибками, поскольку в медучреждениях сейчас высокая нагрузка, да и риск заражения, считают клиенты Андрея, выше. Так что фирма еще с начала апреля не только не сократила время работы, а, наоборот, открыла двери и в выходные дни. И это, подчеркивает собеседник, не связано с коронавирусом. Просто таким образом они стали на шаг ближе к клиенту.
mityakov@sb.by
Ряд предприятий Бреста получили господдержку в условиях пандемии
Время засучить рукава
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.