Драма «Авиатор» Алтайского краевого театра драмы вызвала глубокий душевный отклик у белорусской публики

Время летать

Белорусские режиссеры пока обходят стороной творчество интересного российского писателя Евгения Водолазкина. Видимо, еще присматриваются к нему. Между тем в российских театрах настоящий бум постановок по Водолазкину. Спектакль «Близкие друзья» в «Сатириконе» поставил режиссер Сергей Сотников, много шума во МХАТе имени М. Горького наделал «Лавр» по одноименному роману (новую редакцию постановки показали уже на другой сцене — театра Российской Армии). «Современник» два раза обращался к творчеству прозаика и представлял на суд публики спектакли «Соловьев и Ларионов» и «Чагин».


И все же минская публика увидела спектакль по книге Евгения Германовича. Основой стал роман «Авиатор». Спектакль показал Алтайский краевой театр драмы имени В. М. Шукшина во время гастролей на сцене Национального академического драматического театра имени М. Горького. Поставил его молодой режиссер Артем Терехин, работу которого белорусская публика приняла с большим интересом и воодушевлением. Инсценировку романа режиссер сделал сам.

Вместе с главным героем спектакля Иннокентием Платоновым, родившимся в начале прошлого века аккурат в 1900‑м в Петербурге, зрители погрузились в непростую историю, в которой драматично переплетены личные события судьбы Платонова и реальные исторические. Герой обнаруживает себя на больничной койке в 1999 году. Ему тридцать лет, и у него амнезия, к которой мы питаем искреннюю симпатию еще со времен первых мексиканских и бразильских сериалов. Лечащий врач, интеллигентный Гейгер, предлагает Платонову вести дневник, чтобы восстановить память. Воспоминания наплывают, оживают призраки прошлого и былые душевные привязанности. Зритель вместе с главным героем пройдет сложный путь по этому лабиринту.

Постепенно картина проясняется: Платонов — участник научного эксперимента. В середине 1920‑х годов начинающего художника, обвиненного в убийстве своего соседа и доносчика Зарецкого, заморозили в жидком азоте в Соловецком лагере особого назначения. Теперь, в 1999‑м, он заново обнаруживает себя, но все вокруг изменилось. Медсестра Валентина (Екатерина Порсева), одетая поначалу как сестра милосердия 1914 года, пробуждает в нем эмоциональную память.
Платонов с интересом осваивает телевизор, в котором экстрасенс Алан Чумак «заряжает» воду, а певица Ирина Салтыкова смущает его слишком откровенными нарядами в своих видеоклипах. 
Он навещает в больнице свою возлюбленную, а после ее смерти даже женится на ее внучке. Да, все вокруг изменилось, кроме одного: сердце главного героя так же жаждет любви. Центральную позицию в этой философской истории занимают чувства, но находится место и детективной составляющей, мотиву мести. Как и герой романа Василия Аксенова «Ожог», Платонов мечтает отомстить своему обидчику, работнику лагеря Воронину (его в двух эпохах играют Дмитрий Плеханов и Евгений Бакуменко). Но от той встречи никакой мести и морального удовлетворения не выходит: Воронин не чувствует за собой вины.

В юности Платонова манили небо и авиация, в детстве он восхищался авиатором Флоровым, неожиданно погибшим когда‑то на его глазах. Напоминанием об этой теме в спектакле звучит стихотворение Александра Блока «Авиатор». Но, как пишут критики, герой романа и спектакля тоже совершил свой особый полет — сквозь время.

Эффектная сценография художника‑постановщика Екатерины Угленко, костюмы Ники Велигжаниновой, нервная и тревожная музыка Евгении Терехиной создают объемный образ густонаселенного и философского спектакля, в котором занято более 30 артистов разных поколений.

Исполнитель главной роли актер Александр Рогозин подкупает своей органикой и естественностью и глубоко вживается в непростой образ. Героя в молодости тонко исполнил Константин Толочкин. Вместе с актрисой Кристиной Василенко, воплотившей Анастасию в молодые годы, они составили интересную романтичную пару. Екатерине Порсевой в образе медсестры Валентины удается сыграть сразу несколько характеров. Актер Антон Кирков в роли врача Гейгера доброжелателен и деловит, кажется, что он духовный наследник докторов из произведений Михаила Булгакова и Антона Чехова. Драматична линия двоюродного брата Севы — его воплотил Михаил Меньших.

На сцене действие нередко происходит сразу в нескольких временных пластах. Каждый актер ансамбля играет свою роль в соответствии с эстетикой исторической эпохи. Это, конечно, требует от зрителя предельной концентрации и внимания. Зато он будет вознагражден ощущением причастности к талантливому театральному произведению, пытающемуся разобраться с ключевыми вопросами бытия.
Также Алтайский краевой театр драмы имени В. М. Шукшина показал на гастролях в Минске спектакли «Непрощенная» по роману Альберта Лиханова и два спектакля‑эскиза «Ныряй!» и «Барнаульская ночь».
Добрый зритель в девятом ряду.

Фото из соцсетей Алтайского краевого театра драмы им. В. М. Шукшина.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter