![](/upload/iblock/95b/95bd2bbb94bd4a521edfaf60acd77b10.jpg)
Темные тона и отсутствие жизнерадостного цветочка и веселенького горошка — именно с таким дизайном чаще всего ассоциируются камвольные ткани. Нечто унылое и однообразное, скажет обыватель — и будет не прав. Темные оттенки — это классика камволя, предназначенная для мужских костюмов. Кроме того, сами особенности производства из чесаной шерсти предполагают изначальный приоритет технологии: это не ситец, на который печатным методом можно нанести любой рисунок. В камвольных тканях играет не только расцветка, но и переплетение, за счет которого нередко и достигаются визуальные эффекты. Начальник художественной мастерской ОАО «Камволь» Инна Саперова демонстрирует свежие разработки дизайнеров:
— С начала июля трудились над новой коллекцией: 112 образцов и около 220 цветорисунков — это очень большой объем работы за короткое время. Разрабатываем ткани с разным содержанием шерсти — начиная от 44% и по нарастающей до 100% (это образцы премиум–класса Super–120, Super–140, очень тонкие, мы впервые в истории страны начали их делать). Выпускаем и гладкокрашеные, и манерные — в полоску, в клетку, а также с голографическим эффектом, который достигается при использовании пряжи одного цвета, но разных направлений крутки.
![](/upload/iblock/ab0/ab0e0359641565a8afe576635b34ecc6.jpg)
«Голограммы» действительно впечатляют: это технически сложные в производстве новинки, которые представлены пока в образцах, но уже начат выпуск в промышленном масштабе. Главный технолог Светлана Яковенко обращает наше внимание на фирменную кромку, где латинкой выткано название новой коллекции — Braslav:
— Мы используем белорусскую топонимику: «Минск», «Брест», «Лесная» — в основном названия городов, озер и рек. Также на кромке обязательно указывается состав: допустим, 70% шерсти, 30% полиэфира. А вот в летней коллекции многокомпонентных тканей у нас использовался лен, и это тоже технологическая новинка.
![](/upload/iblock/d15/d1576de87d25f0acdacd57c625a922a6.jpg)
Отдельный стенд занимает разнообразная клетка: яркая разноцветная шотландка смотрится нарядно и эффектно, ее охотно закупают производители школьной формы и женской деловой одежды.
![](/upload/iblock/c59/c593c33259efb4d14ee823f1fe45dae2.jpg)
— Клетки у нас очень много: более тысячи вариантов расцветок разработано за годы существования предприятия, — впечатляет нас масштабами Инна Саперова. — Это не значит, что все они сегодня в производстве, но при разработке новых артикулов можем использовать и те рисунки, которые хранятся в нашем архиве.
Каждая ткань — эксклюзив, она создается отдельно, у нее есть конкретный автор. Самое сложное — разработка с нуля, признается дизайнер Кристина Катерюшкина:
— Когда артикулы уже разработаны, обеспечить разнообразие рисунков — вопрос чистого креатива. Допустим, значительная часть клетки у нас относится к одному артикулу, меняется лишь цветовая гамма, поэтому здесь все зависит от личного вкуса и вдохновения. А вот когда создается новая коллекция, все начинается с технологий: производства пряжи, выбора цветовой гаммы вместе с колористами и маркетологами, компоновки, определения будущей расцветки — в полоску или в клетку, мужская это будет ткань, женская или детская.
У дизайнеров есть и собственные фавориты среди продукции. «Конечно, мы же должны любить свои ткани!» — смеется Инна Саперова. Недавно руководитель художественной мастерской побывала в Париже — нужно отслеживать тенденции на рынке текстиля. Тем более что на камвольном намерены продвигать свои новинки на международных выставках, где делают закупки ведущие модные марки. Дело будущего, но у дизайнеров горят глаза: впереди большая и интересная работа.
ovsepyan@sb.by