Потомки знаменитого рода — частые гости в нашей стране.
КТО в Беларуси не знает, кто такие Радзивиллы? Тем более что совсем недавно, после реставрации, принимал первых гостей Мирский замок, которым в свое время владели Радзивиллы, в этом году будет открыт дворцово-парковый комплекс в Несвиже — их родовое гнездо. Представители этой известной фамилии живут во Франции, Великобритании, США, Канаде и других странах. Исключительная возможность увидеть наследников тех, кто создавал нашу историю, появилась и у корреспондентов «БН».
Альбом из прошлого
Потомки старинного рода — Мацей и Николай Константин II Радзивиллы — приехали в нашу страну из Польши на презентацию альбома портретов их предков, которая проходила в Национальной библиотеке Беларуси. Фолиант «Радзивиллы. Альбом портретов XVIII—XIX веков» издательства «Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки» повторил раритетный альбом XVIII столетия. Оригинал, написанный на латыни, хранится в Национальном историческом архиве Беларуси. Он не доступен широкому кругу читателей, поскольку в мире насчитываются его единичные экземпляры.
Переизданный альбом весит не менее… 7 килограммов (!). В нем 165 факсимильных черно-белых портретных гравюр и рисунков с историческими комментариями, биографии почти 17 (!) поколений членов семьи Радзивиллов XIII—XVIII веков. Между прочим, в изданном уникальном альбоме использована и необычная бумага — имитация бумаги XVIII столетия. В подготовку издания свою лепту внесли: семья князей Радзивиллов, королевский замок Варшавы, национальный музей Кракова, национальный художественный музей Литвы…
Кстати, в Национальной библиотеке Беларуси решили возобновить библиотеку Радзивиллов в электронном виде. Эту идею поддержали ЮНЕСКО и руководство страны…
Мацей
Всегда интересно узнать, как складывалась судьба потомков великого рода. Чем они занимаются, что происходит в их семье.
Как удалось выяснить, Мацей Радзивилл родился в 1961 году. Окончил университет в Варшаве. По первой специальности — философ, по второй — финансист. Преподавал в Варшавском университете. Работал в банке. Сейчас — исполнительный директор одной из компаний в Варшаве, которая занимается модернизацией Польской железной дороги.
Он — глава рода, шестой Мацей по счету, потомок Радзивилла Сиротки в четырнадцатом колене. (Радзивилл Сиротка заложил Несвижский замок и построил костел Божьего тела в Несвиже.) Его жена — Анна Радзивилл, потомок Николая Радзивилла Черного в пятнадцатом колене.
Кстати, в 2008 году в Дубинках, недалеко от Вильнюса, где издавна жили Радзивиллы, в костельной усыпальнице обнаружили человеческие останки. По предположениям ученых, это был прах самого Николая Радзивилла Черного. Ученые обратились с просьбой к Анне Радзивилл, чтобы сравнить ее ДНК и найденных останков. Их предположения оправдались.
Семья у Анны и Мацея немаленькая. У них пятеро детей. Одного из сыновей зовут так же, как и отца, — Мацей. Своих детей глава рода Радзивиллов воспитывает, следуя французской поговорке: «Дворянство обязывает».
Николай
Николай Константин II Радзивилл родился в 1958 году во Вроцлаве. Выпускник Медицинского университета Варшавы, специализируется в общей и семейной медицине. Окончил аспирантуру. После университета работал в амбулатории врача общей практики в Варшаве, а также на промышленных предприятиях города.
С 1997 года — владелец частной семейной клиники. С 1997 по 2001-й — секретарь Верховного медицинского совета Польши, а с 2001 по 2010-й — президент этого совета. И с 2010 года — президент постоянного комитета «Европейские врачи». Его семья тоже большая. Николай Константин II имеет четырех сыновей и столько же дочерей!
Приезд в Несвиж — как паломничество
Мацей Радзивилл хорошо понимал, о чем его спрашивали корреспонденты «Белорусской нивы». И если Николай Константин II отмалчивался, то Мацей с польским акцентом и особенным построением слов внятно отвечал на вопросы.
Потомок Радзивиллов поведал, что в его проектах — сделать маленькую выставку в Несвижском замке из разных предметов, которые связаны с Радзивиллами — они здесь жили до Второй мировой войны и в XIX веке. Но сначала надо получить разрешение в Польше, просто так вывозить экспонаты нельзя. К слову, многие годы Мацей приобретал на аукционах по всему миру вещи и семейные реликвии, которые в разные времена принадлежали Радзивиллам. Музею Несвижского замка подарил гравюры из собственной коллекции.
— Когда вы впервые приехали в Беларусь?
— Еще во время СССР, в 1988 году. В Несвиже тогда размещался санаторий. И там одна женщина мне сказала, что в замок заходить нельзя. Взяла швабру и… выгнала меня. Но с тех пор все изменились. Радзивиллы — желанные гости в Несвиже. За что я очень благодарен.
— Как часто бываете в нашей стране?
— Приезжаю два-три раза в год. Иногда с нашей тетей Альжбетой, последней из женщин рода, которая до войны жила в замке. И она помогает в его реконструкции, потому что многое помнит.
Мацей Радзивилл отметил, что очень признателен всем тем, кто причастен к изданию альбома «Радзивиллы. Альбом портретов XVIII—XIX веков». И хоть он не один раз приезжал в Беларусь, все равно удивляется, как много людей занимаются историей его семьи. И для него история его семьи, а также Великого Княжества Литовского — одна история. И ВКЛ было бы другим без Радзивиллов, и Радзивиллы — другими без ВКЛ, считает он. Великое Княжество Литовское было многогранным и открытым государством, куда убегали люди из других стран, чтобы тут жить. Радзивиллы также были дружелюбными, толерантными личностями. И сегодняшние Радзивиллы хотят продолжить эту традицию.
— Мы с Николаем Константином II «вышли» из земель сегодняшней Литвы. Сначала это была локальная семья, а потом она стала европейской и, так сказать, космополитической. Но всегда представители рода возвращались сюда, на территорию бывшего ВКЛ. Вспоминается история про Альберта Радзивилла, предпоследнего ординатора Несвижского замка. Человека, у которого было больше немецкой и французской крови, чем польской и литовской. Он родился в Берлине, учился в Петербурге, женился на американке. А когда жил в Несвиже, кто-то спросил: «Какой вы национальности?». Он ответил: «Я — тутэйшы». Каждый приезд в Несвиж для Радзивиллов — как паломничество. В последнее время они приезжают сюда так часто, что тоже могут сказать, что они здесь «тутэйшыя».
— Чувствуете ли связь с белорусской землей? Насколько она крепкая?
— Во время Великой Отечественной войны и после нее Радзивиллы не могли здесь жить. Когда Красная Армия вошла в Несвиж, всех Радзивиллов арестовали. Многие из них погибли в лагерях ГУЛАГА… В Беларуси жили наши предки, и мы чувствуем связь с этими землями, замком, костелом. В Несвижском костеле, в крипте, похоронены мои предки. Это святое место для меня и всей семьи.
— Расскажите, пожалуйста, о своих детях.
— Они все учатся. Одни лучше, другие хуже. Старшая дочь — студентка, изучает философию. Мои дети еще не приезжали в Беларусь. Но, думаю, взять их с собой в этом году, когда Несвижский замок будет готов принять посетителей после реставрации.
— В одном интервью вы сказали, что каждый Радзивилл должен побывать в Несвиже…
— Я думаю, что надо помнить историю, но прежде всего надо думать о будущем. Радзивиллы были очень богаты, потому что всегда думали о будущем.
Почти все они живут в Польше. Только некоторые в других странах. Мы часто собираемся, общаемся. Мы — одна семья.
— Вы путешествуете по Беларуси?
— Да. Последний раз ездили в Слоним, где жил прадед моей жены. К сожалению, его дворец не сохранился. Но есть прекрасный парк на берегу реки… Летом были в Любче Новогрудского района, там тоже чудесный замок Радзивиллов.
Когда приезжаем в Несвиж, бываем в Полонечке (небольшая деревня в Барановичском районе. — Прим. авт.). Там есть дворец, принадлежащий моей части семьи, и древний костел, который помогаю реставрировать.
Вера ГНИЛОЗУБ, «БН»
НА СНИМКЕ: Мацей и Николай Константин II РАДЗИВИЛЛЫ ставят автографы в альбомах «Радзивиллы. Альбом портретов XVIII—XIX веков».
Фото Николая ЛЕОНОВА, «БН»
Вместо родословной
СОГЛАСНО семейному преданию, основатель династии Радзивиллов — внебрачный сын верховного литовского языческого жреца Лиздейки, который «радзіў» (советовал — отсюда и происходит фамилия) в XIV веке великому князю Гедимину основать город Вильно. Так возникла новая столица государства.
Основные имения Радзивиллов находились на территории современной Беларуси. Здесь они владели такими городами и местечками, как Давид-Городок, Клецк, Слуцк, Мир, Несвиж, Чернавчицы, Щучин и др. Кроме наследственных имений в пожизненном пользовании Радзивиллов были имения в Ошмянах, Борисове, Бресте, Кричеве, Лиде, Мозыре и др. В Литве им принадлежали города Биржи (Биржай), Кейданы (Кедайняй) и др., в Украине — город Олыка с десятками деревень (ныне Волынская область).
В 1586 году между братьями Николаем Криштофом, Альбрехтом и Станиславом заключено соглашение о создании Несвижской, Клецкой и Олыкской ординаций (как бы государств в государстве — неделимых имений, передававшихся по наследству только по мужской линии). С некоторыми перерывами Радзивиллы владели крупнейшей Несвижской ординацией и в XIX веке при Российской империи, и в XX веке — до 1939 года. Они были в родстве с аристократическими семьями Европы, правящими домами Пруссии, Ангальта, Нойбурга, Курляндии и Молдовы.
Между прочим, в начале XX века издание единственного прижизненного сборника стихов «Вянок» Максима Богдановича, 120-летие которого будет отмечаться в 2011 году, стало возможным благодаря финансовой поддержке Магдалены Радзивилл.
МНЕНИЕ В ТЕМУ
Тадеуш СТРУЖЕЦКИЙ, заместитель министра культуры Республики Беларусь:
— Безусловно, род Радзивиллов для истории Беларуси — уникальный. Можно сказать, что столетиями благодаря этим магнатам формировалась целая культурная инфраструктура: был свой отличный театр, балет, музыкальные капеллы, уникальная библиотека. Создавались слуцкие пояса, редкие гобелены, стекло и т. д. Мы можем только удивляться, как они всего этого добивались.