Воспоминания милиционера о Чернобыле: не раз ловили посторонних на запретной территории

38 лет назад произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС. После аварии на территории Беларуси была образована зона отчуждения. В это же время начали организовываться сводные отряды из числа столичных милиционеров и областников, которые осуществляли там охрану общественного порядка. Из числа сотрудников Ленинского РОВД Минска участие в ликвидации последствий аварии принял милиционер – водитель отделения тылового обеспечения старший прапорщик милиции Сергей Иосифович Калевич. В годовщину катастрофы он поделился воспоминаниями о том непростом периоде службы.

Сергею Калевичу было 25 лет, когда он узнал о Чернобыльской аварии и необходимости ехать в опасную зону для охраны общественного порядка. Дома с супругой у него состоялся сложный разговор, но она поддержала мужа в принятом решении. Вскоре Сергей вместе с товарищами, с которыми проходил службу в Ленинском РОВД, оказался в деревне Бабчин Хойникского района.

– В пути мы обсуждали между собой аварию, но даже не могли предположить, что ситуация настолько серьезная, – вспоминает Сергей Калевич. – Когда прибыли на место, поняли, что жизнь здесь остановилась. Были переселены около 190 семей.


Отряд состоял примерно из ста человек, он был разделен на три взвода, говорит Сергей Иосифович:

– В местной школе была организована казарма, столовая. Служба длилась по 12 часов, затем сутки давались на отдых. Выходной старались тоже проводить с пользой. Близлежащие деревни, которые не входили в зону отчуждения, вели обычный образ жизни. Многие жители просили милиционеров помочь по хозяйству. И мы с удовольствием соглашались, чтобы немного отвлечься от тоски, которую навевала окружающая обстановка. 

В ходе несения службы Сергей Калевич не раз сталкивался с ситуациями, когда нужно было ловить посторонних на запретной территории:

– Проверяли документы, и оказывалось, что хозяева домов пришли за вещами, которые не успели забрать. Например, кто-то возвращался за семейной реликвией – иконой, некоторые дорожили хозяйственными предметами. Сельчане показывали документы, подтверждающие их проживание в доме. Милиционерам было жалко людей, но поделать ничего не могли: фонящие вещи запрещено было увозить из грязной зоны.

Задача милиционеров состояла в том, чтобы не допустить нахождение посторонних в зоне отчуждения. Они рассказывали каждому об опасности, подстерегающей в зараженной местности. Сергей Иосифович вспоминает, что многие не хотели уезжать из своих домов, пожилые пары говорили – где родился, там и помру:

– Если при несении службы мы замечали что-то подозрительное, то заходили в дом, осматривали его. В некоторых жилищах было видно, как люди спешили их покинуть: повсюду разбросанные вещи,  в стакане – недопитый кефир. 

На новом месте службы Сергей Калевич тосковал по семье, думал о том, как там его домочадцы. Возможность получить весточку от родных периодически была: иногда с почты удавалось позвонить либо записку передать через водителей автобуса, который следовал в Минск. Всего в зараженной зоне милиционер провел месяц и с нетерпением ждал возвращения домой. 

С момента аварии прошло много лет, но традиция ежегодно собираться с участниками ликвидации последствий на ЧАЭС в Ленинском РУВД сохранилась. На встрече ветераны делятся опытом с молодыми сотрудниками и, конечно, рассказывают им о подвигах, которые совершали в их возрасте.

Фото Ленинского РУВД Минска.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter