Леонид Гайдай, сняв по новеллам О. Генри вполне успешную комедию «Деловые люди», почувствовал в себе силы и желание создать фильм о жизни современников. Из всего изобилия сценариев, имевшихся в распоряжении «Мосфильма», он выбрал комедию, написанную Яковом Костюковским и Морисом Слободским и названную незамысловато — «Смешные истории». В ней было две новеллы из жизни интеллигентного студента‑очкарика Владика. В этом образе замкнутый и стеснительный по жизни режиссер увидел себя и начал долгие поиски актера, подходящего на роль главного героя. В процессе сценарий трансформировался сообразно режиссерской идее и обогатился любовной линией. Ну а затем, поскольку для полного метра двух историй было мало, родилась и третья новелла, в которой герою предстояло столкнуться с мегапопулярной троицей из гайдаевских короткометражек — Трусом (Георгий Вицин), Балбесом (Юрий Никулин) и Бывалым (Евгений Моргунов).
На поиски главного героя были брошены все силы, сыграть у набирающего популярность режиссера рвались десятки молодых актеров Москвы. Виталий Соломин, Олег Видов, Иван Бортник, Александр Абдулов, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Александр Збруев, даже начинающий артист Москонцерта Евгений Петросян — Гайдаю не подходил никто. Переговоры велись с Андреем Мироновым, худсовет со скрипом утвердил Валерия Носика, но и это не устроило режиссера: он искал, по сути, свое отражение в зеркале. Тогда ему и показали фото молодого артиста Александра Демьяненко — худого, близорукого, с наивными глазами и по‑мальчишески пухлыми губами.
Гайдай помчался в Ленинград: интуиция подсказывала, что тот самый «двойник» найден, но следовало убедиться лично! В итоге актер мало того что был утвержден на роль, еще и главного героя фильма переименовали в Шурика.Из Северной столицы режиссер возвращался триумфально — он вез не только Демьяненко, но и Алексея Смирнова: актер‑фронтовик показался ему удачной кандидатурой на роль верзилы Феди из первой новеллы. Первоначально сюда пробовались Роман Филиппов и Станислав Чекан, предлагали и Михаилу Пуговкину. Но того забраковал художественный руководитель Второго творческого объединения «Мосфильма» режиссер Иван Пырьев: мол, у актера слишком бандитская физиономия! Тогда Пуговкину предложили роль прораба — любителя поораторствовать. «Хорошую девочку Лиду», с которой Шурик готовится к экзаменам и в которую потом влюбляется, сыграла Наталья Селезнева, тогда студентка Щукинского театрального училища.
Правда, съемочный процесс не задался: когда снимали лето, все время дождило. В поисках не дождливой натуры Гайдай метался из города в город, но непогода как привязанная следовала за группой. Когда же пришел черед зимних съемок, природа снова «порадовала»: потеплело, сугробы (естественные и из привозного снега) растаяли, заставив режиссера буквально рвать на себе волосы от досады. Снег в итоге делали бутафоры из нафталина и ваты.
В фильме полно импровизаций — режиссерских, потому что Гайдай постоянно искал, как улучшить картину и сделать ее максимально смешной, — и актерских. Так, медицинский скелет на складе «укусил» Юрия Никулина взаправду: артист‑клоун, работая над сценой, решил оживить ее, засунув палец между челюстей, а они возьми и сомкнись. Никулин состроил перепуганное лицо, а удачный дубль вошел в итоговый монтаж.
Худсовет по фильму Гайдая собрался 12 января 1965 года, и в целом мнение коллег‑режиссеров «Мосфильма» было вполне благожелательным. Режиссер и киновед Александр Мачерет отметил: «Фильм смешной и, безусловно, будет пользоваться успехом у зрителя... Превосходен Демьяненко в сцене наваждения. Интересен Смирнов... В первой новелле очень хорошо сыграл Пуговкин». Александр Столпер признался: «Каждый раз, когда встречаюсь с новой работой Гайдая, я испытываю чувство радости и удивления…» — и отказался лезть к режиссеру с какими‑либо замечаниями. Иван Пырьев похвалил: «Сам факт работы в этом трудном жанре заслуживает уважения и одобрения. Уверен, что результат будет хороший». Однако у мэтра нашелся ряд замечаний: сократить сцены Пуговкина и Владимира Басова, игравшего милиционера, раздававшего лоботрясам на сутках наряды на работу. Но именно Пырьев предложил вместо скучных «Смешных историй» яркое название, под которым мы и узнали этот фильм: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
21 мая Гайдай, который учел рекомендации маститых коллег и доработал свою ленту, представлял «Операцию «Ы» главному управлению художественных фильмов. И вот тут ему выкатили целый ряд замечаний, требований урезать, сократить и выбросить. Режиссер никаких изменений в свою картину вносить не стал и был наказан за это упрямство: 2‑я категория, присвоенная фильму, едва не вдвое снижала гонорар и актерам, и ему самому. Киночиновники пустили «Операцию «Ы» в прокат почти одновременно с чешским спагетти‑вестерном «Лимонадный Джо» — вероятно, в надежде, что зарубежный фильм будет более популярным и докажет «ничтожность» работы Гайдая. Однако достигли диаметрально противоположных результатов. Какие там ковбои чехословацкого разлива — на приключения очкарика Шурика люди буквально ломились!
Пресса также не скупилась на отзывы. Так, в газете «Советская Белоруссия» от 3 сентября 1965 года читаем: «Советская кинокомедия давно ждет своего героя. И своих талантливых создателей. Молодой режиссер Леонид Гайдай отлично чувствует этот жанр, владеет его законами. Три новеллы фильма — это три наброска художника с ярко выраженным темпераментом, своим стилем, своим взглядом на жизнь».
Несколькими днями позже свое слово говорит газета «Знамя юности»: «Слава об этом фильме пришла в город раньше, чем прибыли коробки с пленками и этикеткой на крышке «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»… Очереди у кинотеатров достигли рекордного количества витков, а шум у кассы оглушал терпеливых кассирш. Надо сказать, что добывшие в честном бою билеты не были разочарованы: зал заполнял дружный хохот, а зрители порой напоминали футбольных болельщиков...»
За год фильм собрал 69,6 млн зрителей — беспрецедентный результат!Комедия Леонида Гайдая стала классикой, которая, несмотря на изменившиеся реалии и прошедшие с момента создания шесть десятков лет, по‑прежнему трепетно любима телезрителями всех возрастов.
ovsepyan@sb.by