60 лет комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

Волшебная буква Ы

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» — один из культовых советских фильмов, успех которого на самом деле вовсе не был предугадан. Напротив, картину режиссера Леонида Гайдая при выдаче прокатного удостоверения отнесли лишь ко второй категории. Впрочем, благодарные зрители быстро доказали: это решение было принято совершенно зря.


Леонид Гайдай, сняв по новеллам О. Генри вполне успешную комедию «Деловые люди», почувствовал в себе силы и желание создать фильм о жизни современников. Из всего изобилия сценариев, имевшихся в распоряжении «Мосфильма», он выбрал комедию, написанную Яковом Костюковским и Морисом Слободским и названную незамысловато — «Смешные истории». В ней было две новеллы из жизни интеллигентного студента‑очкарика Владика. В этом образе замкнутый и стеснительный по жизни режиссер увидел себя и начал долгие поиски актера, подходящего на роль главного героя. В процессе сценарий трансформировался сообразно режиссерской идее и обогатился любовной линией. Ну а затем, поскольку для полного метра двух историй было мало, родилась и третья новелла, в которой герою предстояло столкнуться с мегапопулярной троицей из гайдаевских короткометражек — Трусом (Георгий Вицин), Балбесом (Юрий Никулин) и Бывалым (Евгений Моргунов).


На поиски главного героя были брошены все силы, сыграть у набирающего популярность режиссера рвались десятки молодых актеров Москвы. Виталий Соломин, Олег Видов, Иван Борт­ник, Александр Абдулов, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Александр Збруев, даже начинающий артист Мос­концерта Евгений Петросян — Гайдаю не подходил никто. Переговоры велись с Андреем Мироновым, худсовет со скрипом утвердил Валерия Носика, но и это не устроило режиссера: он искал, по сути, свое отражение в зеркале. Тогда ему и показали фото молодого артиста Александра Демьяненко — худого, близорукого, с наивными глазами и по‑мальчишески пухлыми губами.  
Гайдай помчался в Ленинград: интуиция подсказывала, что тот самый «двойник» найден, но следовало убедиться лично! В итоге актер мало того что был утвержден на роль, еще и главного героя фильма переименовали в ­Шурика.
Из Северной столицы режиссер возвращался триумфально — он вез не только Демьяненко, но и Алексея Смирнова: актер‑фронтовик показался ему удачной кандидатурой на роль верзилы Феди из первой новеллы. Первоначально сюда пробовались Роман Филиппов и Станислав Чекан, предлагали и Михаилу Пуговкину. Но того забраковал художественный руководитель Второго творческого объединения «Мосфильма» режиссер Иван Пырьев: мол, у актера слишком бандитская физиономия! Тогда Пуговкину предложили роль прораба — любителя поораторствовать. «Хорошую девочку Лиду», с которой Шурик готовится к экзаменам и в которую потом влюбляется, сыграла Наталья Селезнева, тогда студентка Щукинского театрального училища. 


Правда, съемочный процесс не задался: когда снимали лето, все время дождило. В поисках не дождливой натуры Гайдай метался из города в город, но непогода как привязанная следовала за группой. Когда же пришел черед зимних съемок, природа снова «порадовала»: потеплело, сугробы (естественные и из привозного снега) растаяли, заставив режиссера буквально рвать на себе волосы от досады. Снег в итоге делали бутафоры из нафталина и ваты.
В фильме полно импровизаций — режиссерских, потому что Гайдай постоянно искал, как улучшить картину и сделать ее максимально смешной, — и актерских. Так, медицинский скелет на складе «укусил» Юрия Никулина взаправду: артист‑клоун, работая над сценой, решил оживить ее, засунув палец между челюстей, а они возьми и сомкнись. Никулин состроил перепуганное лицо, а удачный дубль вошел в итоговый монтаж.

Худсовет по фильму Гайдая собрался 12 января 1965 года, и в целом мнение коллег‑режиссеров «Мосфильма» было вполне благожелательным. Режиссер и киновед Александр Мачерет отметил: «Фильм смешной и, безусловно, будет пользоваться успехом у зрителя... Превосходен Демьяненко в сцене наваждения. Интересен Смирнов... В первой новелле очень хорошо сыграл Пуговкин». Александр Столпер признался: «Каждый раз, когда встречаюсь с новой работой Гайдая, я испытываю чувство радости и удивления…» — и отказался лезть к режиссеру с какими‑либо замечаниями. Иван Пырьев похвалил: «Сам факт работы в этом трудном жанре заслуживает уважения и одобрения. Уверен, что результат будет хороший». Однако у мэтра нашелся ряд замечаний: сократить сцены Пуговкина и Владимира Басова, игравшего милиционера, раздававшего лоботрясам на сутках наряды на работу. Но именно Пырьев предложил
вместо скучных «Смешных историй» яркое название, под которым мы и узнали этот фильм: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

21 мая Гайдай, который учел рекомендации маститых коллег и доработал свою ленту, представлял «Операцию «Ы» главному управлению художественных фильмов. И вот тут ему выкатили целый ряд замечаний, требований урезать, сократить и выбросить. Режиссер никаких изменений в свою картину вносить не стал и был наказан за это упрямство: 2‑я категория, присвоенная фильму, едва не вдвое снижала гонорар и актерам, и ему самому. Киночиновники пустили «Операцию «Ы» в прокат почти одновременно с чешским спагетти‑вестерном «Лимонадный Джо» — вероятно, в надежде, что зарубежный фильм будет более популярным и докажет «ничтожность» работы Гайдая. Однако достигли диаметрально противоположных результатов. Какие там ковбои чехословацкого разлива — на приключения очкарика Шурика люди буквально ломились!
Пресса также не скупилась на отзывы. Так, в газете «Советская Белоруссия» от 3 сентября 1965 года читаем: «Советская кинокомедия давно ждет своего героя. И своих талантливых создателей. Молодой режиссер Леонид Гайдай отлично чувствует этот жанр, владеет его законами. Три новеллы фильма — это три наброска художника с ярко выраженным темпераментом, своим стилем, своим взглядом на жизнь». 

Несколькими днями позже свое слово говорит газета «Знамя юности»: «Слава об этом фильме пришла в город раньше, чем прибыли коробки с пленками и этикеткой на крышке «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»… Очереди у кинотеатров достигли рекордного количества витков, а шум у кассы оглушал терпеливых кассирш. Надо сказать, что добывшие в честном бою билеты не были разочарованы: зал заполнял дружный хохот, а зрители порой напоминали футбольных болельщиков...»
За год фильм собрал 69,6 млн зрителей — беспрецедентный результат! 
Комедия Леонида Гайдая стала классикой, которая, несмотря на изменившиеся реалии и прошедшие с момента создания шесть десятков лет, по‑прежнему трепетно любима телезрителями всех возрастов.

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter