Кибермошенничество по-прежнему остается серьезной проблемой во всем мире, в том числе и в Беларуси. Новые интернет-услуги и ускоренная цифровизация в последние годы выявляют лазейки и уязвимости в цепочке онлайн-взаимодействий. Чтобы обмануть пользователей сети, злоумышленники готовы использовать любой инфоповод для своей собственной выгоды: скомпрометировать личные данные пользователей, заразить компьютеры вирусами, предоставить несуществующие интернет-услуги и так далее.
Виртуальные мошенники используют разные способы выманивания денег. «Примеряя» на себя разные профессии, они располагают к доверию, тем самым вынуждая жертву сообщить личную информацию или пароли через сообщения либо по телефону.
В последнее время все чаще можно услышать о случаях мошенничества, связанных с операторами сотовой связи. Схема похищения денег не новая, а скорее видоизмененная. Под обликом представителя сотовой компании аферисты предлагают клиентам заманчивые услуги. На самом деле это лишь уловка для получения доступа к личным данным и денежным средствам.
Подобный звонок 27 мая поступил и 69-летней жительнице Минского района. В мессенджере отобразились логотип и название оператора, а при ответе несколько секунд шла видеосвязь. Мужчина презентабельного вида в деловой одежде представился сотрудником популярного сотового оператора. Создав иллюзию официального статуса, мошенник предложил пожилой женщине сменить тарифный план на более выгодный, при этом пообещал предоставить дополнительные бонусы и скидки.
Привлекательная «акция» подтолкнула жертву на более детальный разговор с лжесотрудником. Около часа потерпевшая под его четким руководством выполняла требования строго по алгоритму: вводила полученные на смартфон коды, переходила по ссылкам на различные интернет-ресурсы.
И только когда женщине в мессенджере поступил очередной звонок от якобы сотрудника Комитета государственного контроля, который сообщил, что с ее банковских карточек произведено списание денежных средств и сейчас к ней приедут представители правоохранительных органов для обыска, она поняла, что стала жертвой интернет-мошенничества.
Последствия неудачного разговора с мнимым сотрудником компании сотовой связи отобразились на счетах потерпевшей отсутствием более 7 тысяч рублей. Больше на настойчиво поступающие звонки она не отвечала и обратилась в правоохранительные органы.
Минским районным отделом Следственного комитета по данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 209 (мошенничество) Уголовного кодекса Республики Беларусь. В настоящее время проводятся следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия, направленные на установление лица, совершившего данное преступление.
Хотелось бы отметить, что эта схема обмана отличается от звонков из фейковой службы безопасности банка или псевдоправоохранителей прежде всего стилем общения мошенников. В вызовах от якобы сотрудников сотовых операторов нет агрессии и давления, наоборот, проявляется элемент заботы. Внедрение «усовершенствованной» схемы обмана в первую очередь связано с повышением кибергигиены граждан нашей страны, ведь сейчас только ленивый не знает о звонках фальшивых работников банков. А роль сердобольного «оператора сотовой связи» помогает мошенникам усыпить бдительность потенциальных жертв.
СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕКОМЕНДУЕТ
При поступлении звонка от имени мобильного оператора в мессенджере положите трубку. По любым вопросам, которые касаются сотовой связи, необходимо самостоятельно позвонить в службу поддержки по номеру, который указан на его официальном сайте, или зайти в специализированное приложение мобильного оператора.
Мария ТРУШИНСКАЯ, официальный представитель Следственного комитета Республики Беларусь