— Иван Данилович, какие совместные интересы у ФБР и Следственного комитета? Что-то о них раньше я не слышал?
— Принято говорить: у преступности нет национальности. Это, безусловно, так. Более того, можно говорить, что у преступности нет не только национальности, но и границ. Потому что именно этот фактор в большей степени влияет на то, что мы должны взаимодействовать с коллегами со всего мира.
Сейчас преступникам не нужно порой даже вставать со стула, чтобы похитить деньги с карточки ее держателя, находящегося на расстоянии в сотни, тысячи и даже десятки тысяч километров. Подобные преступления совершаются, как правило, транснациональными организованными группами, члены которых легко пересекают виртуальные границы между государствами, используют возможности интернета и несовершенство законодательства различных стран. Модернизируются и формы работы преступников, их техническая оснащенность.
Соответственно и правоохранительные органы тоже должны быть на передовой информационных технологий. В обоих ведомствах серьезное внимание уделяется как техническому обеспечению следственных подразделений, так и кадровой составляющей. Ведь за самыми современными компьютерами, за технологической инновацией всегда стоит человек.
И нам вдвойне приятно, что сегодня следователи Беларуси не просто общаются на равных с коллегами из США, но и проводят совместные встречи, участвуют в операциях по задержанию серьезных киберпреступников и в расследовании уголовных дел, по которым суммы ущерба исчисляются миллионами долларов. Каждый факт упоминания ФБР в пресс–релизах Следственного комитета Беларуси уже не воспринимается как нечто удивительное для общественности — все уже привыкли, что это повседневная норма сотрудничества и оказания правовой помощи. А преступники начинают понимать, что меч правосудия их настигнет в любой точке земного шара.
— Какие ожидания связаны с предстоящей встречей?
— Эта встреча не что иное, как отличная возможность реализации планов по улучшению работы нашего ведомства, в том числе и в технической части. Мы хотим ознакомиться с возможностями американских коллег. Нам будет полезно увидеть продвижение и применение высоких технологий в повседневной деятельности. Не секрет, что IT глубоко внедрены в деятельность ФБР — есть чему поучиться и над чем работать. Это одна из крупнейших правоохранительных структур мира, наиболее технически оснащенная, интеллектуально мощная. Для нас это своего рода ориентир, к которому мы по некоторым направлениям деятельности должны стремиться.
— С чего началось сотрудничество белорусского и американского правоохранительных ведомств?
— Впервые представители белорусского Следственного комитета посетили учебный центр по противодействию киберпреступности ФБР США летом 2015 года во время обсуждения деталей одной из совместных операций. Тогдашний начальник управления по расследованию преступлений против информационной безопасности и интеллектуальной собственности главного следственного управления СК РБ Александр Сушко помимо решения основной задачи — расследования конкретного уголовного дела — смог наладить взаимодействие с представителями ФБР и по другим делам, обсудил возможность участия в обучающих семинарах.
Спустя десять месяцев по приглашению американской стороны в учебный центр в Питтсбурге отправился еще один наш представитель, расследовавший одно из совместных уголовных дел. Командировка продлилась почти полтора месяца. Помимо обсуждения деталей предстоящей операции, наш сотрудник принял участие в обучающих семинарах в учебном центре ФБР по противодействию киберпреступности, а также использовал базы данных бюро для приобщения сведений к другим расследуемым уголовным делам.
Фактически это и стало отправной точкой нашего взаимодействия. Всего с 2015 года было проведено восемь рабочих встреч, обучающих семинаров и множество совместных операций. Причем замечу: не только наши представители приезжали в США, но и сотрудники ФБР стали частыми гостями Беларуси и нашего ведомства.
В июне 2017 года в Минске состоялась рабочая встреча председателя Следственного комитета с представителями ФБР США, в ходе которой были обсуждены вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам, а также перспективы международного сотрудничества в борьбе с преступностью.
Благодаря помощи ФБР нами установлены скрывшиеся на территории США и других стран обвиняемые, известны места их нахождения и сейчас готовится депортация этих граждан за пределы США для их задержания и уголовного преследования на территории Беларуси.
— Есть ли еще примеры плодотворного сотрудничества с ФБР?
— Их немало. Нередко представители бюро в ходе совместных мероприятий сообщают белорусским следователям, что в их распоряжении имеется дополнительная информация о преступной деятельности фигурантов уголовных дел, материалы которых находятся в нашем производстве. Данную информацию после проверки и обработки представители ФБР практически безотказно предоставляют белорусской стороне для использования.
— Иван Данилович, известно, что договор о взаимной правовой помощи между Республикой Беларусь и США на данный момент отсутствует. Не сказывается ли это негативно на взаимодействии?
— Увы, между нами в силу различных причин нет письменных договоренностей, и мы вынуждены общаться с нашими коллегами на основании иных соглашений. В ряде случаев сотрудничество двух стран в уголовно–правовой сфере, в особенности при выявлении, замораживании и отслеживании доходов от преступлений, а также изъятии и возвращении активов, возможно на основании Конвенций ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года и против коррупции 2003 года, участниками которых являются Республика Беларусь и США.
К сожалению, данных конвенций недостаточно для успешного развития взаимодействия. Мы заинтересованы в подписании документа о двустороннем сотрудничестве, и я искренне надеюсь, что наша встреча станет первым шагом в его подготовке.
По нашему глубокому убеждению, проработка вопроса о заключении и подписание полноценного соглашения о взаимной правовой помощи по уголовным делам отвечает интересам двух стран. Данный документ будет способствовать всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовных дел, оперативному и качественному исполнению просьб о правовой помощи, обеспечению принципа неотвратимости наказания за совершенные преступления.
Важно, что американская сторона тоже заинтересована в общении и сотрудничестве с нами. Ведь, как показывает практика, в Беларуси есть немало умов, которые совершают противоправные действия, потерпевшими в результате которых становятся граждане США, американские компании. Примерами тому являются раскрытие целого ряда преступлений и задержание лиц на территории Беларуси, в том числе по информации ФБР. Все идет к тому, что у нас должны завязаться соответствующие деловые отношения и как итог — я очень на это надеюсь — подписание этого соглашения.
Еще одна сложность — в Беларуси нет атташе ФБР США, поэтому запросы приходится отправлять через Генеральную прокуратуру в МИД или атташе ФБР в Киеве, что увеличивает сроки получения оперативной информации. Подписание соглашения о взаимной правовой помощи существенно облегчит и ускорит эти процессы.
Также есть смысл продолжить практику стажировок наших специализированных следователей на базе учебного центра по противодействию киберпреступности ФБР США в Питтсбурге.
— Кстати, об учебном центре. Следственный комитет до сих пор не имеет своего учебного центра или вуза. Может, и тут стоит обратить внимание на коллег из США и создать свои специализированные внутриведомственные учебные учреждения?
— Многие знают, что мы уже не раз обсуждали и прорабатывали данный вопрос. Это пока еще определенная брешь в нашей повседневной деятельности. Но надо понимать, что Следственный комитет — достаточно молодая правоохранительная структура. Конечно же, мы стремимся и будем стремиться к тому, чтобы свой вуз у нас был.
Сейчас прорабатываются модели учебного процесса, которые наиболее удобны и подходят нам. Во время командировок в Россию, Казахстан и Украину — в каждом из ведомств, где мы побывали, есть свое учебное заведение — мы посмотрели особенности их учебного процесса. Благодаря визиту в США у нас появилась уникальная возможность посмотреть и изучить тамошний процесс обучения — Академия ФБР готовит для себя весь спектр необходимых для своей деятельности сотрудников. Своим специализированным вузом могут похвастаться и наши российские коллеги — Академия Следственного комитета Российской Федерации регулярно оказывает нам содействие в научно–практической сфере.
Впоследствии, проанализировав опыт иностранных государств, мы будем вносить конкретные предложения по созданию, вероятно, на первом этапе центра повышения квалификации, а затем и своего учебного заведения. Спешка здесь ни к чему. Мы планомерно, с учетом наших финансовых возможностей и кадровых ресурсов, подходим к решению этой проблемы.
— Иван Данилович, чему, на ваш взгляд, можно и нужно поучиться у ФБР США? Что вы ждете от этой поездки?
— Результаты этой командировки будут обобщены и серьезно проанализированы по прибытии в Минск. Но об ожиданиях можно говорить и сейчас. Ведь положительных примеров работы ФБР немало. Взять, скажем, оптимизацию, которая неизбежно сопровождает любое серьезное ведомство. Перечень выполняемых задач и формы работы неизбежно меняются, соответственно должна меняться и структура правоохранительных органов для наиболее эффективного выполнения стоящих перед нами задач.
ФБР не может похвастаться каким–то запредельным количеством сотрудников, это довольно компактная и в то же время четко разветвленная структура со своими целями и задачами. Но в условиях нашей оптимизации важно посмотреть, как распределяются полномочия бюро по направлениям деятельности. В особенности нас интересует структура управления по уголовным делам, борьбе с киберпреступностью и экстренному реагированию ФБР США. Их задачи соответствуют нашим, именно эта деятельность нас больше всего интересует. Фактически это Следственный комитет в миниатюре в составе ФБР.
При этом интересен тот факт, что на один уровень с упомянутыми направлениями деятельности выведены подразделения информационных технологий и научно–техническое отделение, а штат в итоге довольно компактный. Нет излишнего бумаготворчества, распространено ведение электронного документооборота.
Замечу, и мы движемся уверенными шагами к этому — сейчас ведутся работы по созданию Единой автоматизированной информационной системы. В ФБР подобные базы уже имеются и довольно успешно применяются в расследовании уголовных дел. В ходе встречи представители СК уделят особое внимание работе с базами для дальнейшего применения наиболее интересных и удачных решений.
Беседовал Александр ИВАНОВ.