В условиях, когда мировой рынок остается нестабильным под влиянием санкций и ограничений, логистических барьеров, постоянно меняющихся прогнозов, наша страна четко придерживается стратегии устойчивого роста и развития аграрного сектора. Ставим смелые, но вполне экономически обоснованные задачи: нарастить производство и экспорт продовольственных товаров, занять новые рынки и ниши, развивать национальные бренды. Инвестируем в развитие агропромышленного комплекса. И поступаем абсолютно правильно.
Ведь эффективно развивающиеся сельское хозяйство и агропромышленный комплекс — прочный фундамент обеспечения продовольственной безопасности, социально-экономической стабильности в стране, а также один из важнейших источников будущего устойчивого роста белорусской экономики.
Не все государства учитывают интересы продовольственной безопасности, сельхозтоваропроизводителей при выстраивании экономической политики. В будущем это может привести к формированию дефицита продовольствия в мире и усилению конкуренции за доступ к качественному сельскохозяйственному сырью.
Но белорусам в этой ситуации опасаться нет причины: наша страна как надежный производитель и поставщик продовольственных товаров высокого качества содействует развитию сельского хозяйства, улучшению доступности продовольствия не только для собственных граждан, но и для жителей других государств.
Аграрии чувствуют поддержку Президента, Правительства, и состоявшийся республиканский семинар-совещание — яркое тому подтверждение. Глава государства уделяет пристальное внимание развитию АПК, подчеркивая, что от этого во многом зависит успех нашей страны. Повышение устойчивости, экономическая эффективность сельхозпроизводства, сохранение и развитие села — приоритетные направления государственной аграрной политики.
При этом Президент справедливо подчеркивает, что вложенные в развитие сельского хозяйства деньги должны давать отдачу и государство готово поддерживать тех и помогать тем, кто работает эффективно.К слову, на финансирование агропромышленного комплекса до конца этого года из бюджета будет направлено 3,2 миллиарда рублей — 107,1 процента к уровню 2022-го. Согласитесь, сумма внушительная!
Речь идет в первую очередь о предусмотренном в рамках госпрограммы «Аграрный бизнес» на 2021—2025 годы финансировании развития селекции и семеноводства сельскохозяйственных растений, племенного дела в животноводстве, мелиорации земель, поддержания плодородия и известкования почв, оснащения ветеринарных лабораторий и отделов для контроля качества и безопасности продукции животного происхождения и кормов, внедрения информационных технологий в агропромышленном комплексе.
Получают агропредприятия средства из местных бюджетов на производство конкретных видов сельскохозяйственной продукции, в частности надбавки на единицу реализованной продукции, субсидии при закупке удобрений, семян, средств защиты растений, нефтепродуктов и других товаров, предусмотренных агротехнологией.
В масштабах страны дополнительно применяется механизм финансирования закупки горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, приобретения семян с участием самих организаций, местных бюджетов и субвенций консолидированных бюджетов областей.
К тому же государство всесторонне стимулирует и поддерживает инвестиционную деятельность в АПК, обеспечивая стратегическую направленность вложений. В приоритете — реконструкция старых и строительство новых технологичных молочно-товарных и животноводческих комплексов, создание мощностей по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья, приобретение высокопроизводительной техники и оборудования. Предусмотрены бюджетные трансферты на возмещение части капитальных затрат по инвестиционным в размере до 25 процентов от суммы или субсидии на уплату части процентов за пользование кредитами.
В целом доля инвестиций, направляемых в основной капитал сельского, лесного и рыбного хозяйства, растет — по итогам 2022 года достигла 15,9 процента. Отдача от аграрной отрасли для экономики страны тоже идет вверх: ее доля в ВВП — 7,7 процента.
Безусловно, сельхозпроизводители отличаются по уровню экономической эффективности, но многие предприятия сформировали конкурентоспособные производства полного цикла, реализуют продукцию с высокой добавленной стоимостью на внутреннем и внешнем рынке и выступают полноценными драйверами экономики своих регионов.
В некоторых организациях сохраняется проблема низкой эффективности и накопления долговых обязательств. Для вывода их на траекторию роста производства и восстановления экономической эффективности нужны индивидуальный подход и глубокий анализ ситуации. Это позволит устранить причины неэффективности производства, недостатки коммерческой деятельности, выявить резервы и принять необходимые меры по улучшению производственно-экономических показателей.
Законодательно закреплены механизмы работы с сельхозорганизациями, которые находятся в сложном финансово-экономическом положении. Неэффективные предприятия присоединяют к более устойчивым, рассматривается вариант реструктуризации долговых обязательств. Можно привести ряд положительных примеров успешного выхода сельхозорганизаций на окупаемую работу, в том числе в связке с инвестором, в условиях интеграционных объединений. Главное условие — заинтересованность самих аграриев в достижении положительного результата.
Светлана КОНДРАТЕНКО, заместитель директора по научной работе ГП «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси», доктор экономических наук.