В вузе заядлые шахматисты, которым от 60 лет и выше, собираются трижды в неделю — посидеть у доски, сразиться с достойным противником. В кружке всего человек 30. Не спеша расставляют на картонных клетчатых досках фигуры (нехитрый спортинвентарь хранится здесь же, в аудитории), и турнир начинается.
Игнатищев, влюбленный в шахматы с малолетства, вспоминает:
— В послевоенные годы, а я родился в 1939–м, мы жили в шахтерском городке Кадиевка, позднее переименованном в Стаханов. Времена были тяжелые. Мы, пацаны, по малолетству и воровали с голодухи, и хулиганили. Любимым занятием было исследовать терриконики — отвалы горных пород. Мудрый отец, дабы отвадить меня от этой опасной забавы, принес шахматы. С той поры я играл: когда учился в техникуме, институте, писал диссертацию, когда уже сам преподавал студентам. Был капитаном вузовской команды, а в 1957–м стал кандидатом в мастера спорта. Тогда играть было интересно, потому что массовость была. Теперь у молодых иные забавы. Играют в непонятные «стрелялки», карты. Обидно. Ведь шахматы, вопреки мнению некоторых людей, игра вовсе не скучная, а увлекательная. А главное — полезная: развивает ум, тренирует память. Это и молодым нужно, и нам, старикам. Ученые доказали: шахматы — лучшее средство профилактики болезни Альцгеймера.
Руслан Игнатищев и его шахматный «оппонент» Николай Ахременко уверены: этот вид спорта надо популяризировать
Мнение Руслана Михайловича о том, что эта игра забыта незаслуженно и ее нужно активно продвигать в массы, разделяет и пенсионер Федор Беляев. Ему уже 88, но он не пропускает ни одного шахматного вечера в БРУ:
— Я тоже в шахматы с юности влюблен. Когда работал на Быховщине — в школе, отделе образования, председателем райисполкома, — пропагандировал этот вид спорта. Мы регулярно проводили шахматные турниры у себя и на выезде. И внуков своих научил играть.
Сегодня «кружковцы»–пенсионеры соревнуются не только друг с другом. Организовывают товарищеские встречи на заводах, в вузах, лицеях, школах. В прошлом году были на Шкловщине, Быховщине. И поедут снова — принимающей стороне турниры пришлись по душе. Игнатищев признается:
— Ездили бы больше, да финансовое положение не позволяет. Нас ведь никто не спонсирует. У нас даже шахматные доски не деревянные, а картонные. Спасибо руководству БРУ, разрешает бесплатно встречаться на их территории... Но когда проводишь соревнования, хочется, чтобы были достойные призы победителям. Или денежные премии. Нам, пожилым, много не надо: чтобы автобусом доставили в другой город на соревнования, обедом накормили... А заниматься с детьми мы и бесплатно согласны.
Шахматисты со стажем не скрывают: играть со школьниками им нескучно. Есть такие детки, которые любому взрослому фору дадут. Недавно одна 9–летняя умница обыграла «ветерана». Впрочем, и пенсионеры не лыком шиты. «Камээсник» Игнатищев в 78 лет выиграл партию у гроссмейстера.
И все же тот факт, что толковых тренеров нынче мало, волнует 60–летнего шахматиста–любителя Николая Ахременко:
— На Могилевщине официально нет ни одного взрослого шахматного клуба. Так откуда ждать финансирования? Когда проводятся городские или областные турниры, в роли спонсора выступает исполком. Но призовой фонд для соревнований, что устраивают всего 1 раз в год, мизерный — 300 — 500 рублей...
88–летний шахматист–любитель Григорий Бакун тоже уверен: чтобы в крупных городах появились если не команды, то хотя бы секции, кружки по шахматам, любовь к этому виду спорта нужно прививать со школьной скамьи:
— Шахматы учат мыслить логически, учат вдумчивости, усидчивости, осторожности и одновременно умению в нужный момент пойти на риск. А это пригодится не только в школе, но и в жизни.
88-летние Григорий Бакун и Федор Беляев шахматами увлечены с юности
Детская шахматная школа в Могилеве есть. В областной специализированной ДЮСШ олимпийского резерва по шахматам и шашкам занимается 361 ребенок. Немного. Зато результаты впечатляют. Директор Валерий Богданов воспитанниками гордится:
Могилевская ДЮСШ по шахматам работает с 1964 года. В ту пору желающих сделать шах было куда больше. Но Богданов, который и сам не прочь посидеть у доски, видит — этот вид спорта снова входит в моду:
— В Бобруйске открыт филиал нашей шахматной школы, в Осиповичах — детская секция по шахматам и шашкам, в Кричеве при ДЮСШ работает тренер по шахматам... А в областную ДЮСШ дети с недавних пор поступают уже на конкурсной основе. Желающих освоить науку под названием шахматы, думается, будет только больше. Когда в школах появились шахматные факультативы — на Могилевщине их 74 — многие ученики впервые познакомились с ладьей и ферзем. Будет больше факультативов — соответственно, будет больше ребят, которые влюбятся в шахматы.
Пенсионеры из кружка БРУ тоже на это рассчитывают. Для них ведь шахматы не просто игра. Продвигая ее, они чувствуют свою нужность, значимость. И надеются, что благодаря шахматным фигурам смогут вернуть школьникам главное — простое и реальное человеческое общение, которое сегодня многие, увы, заменили виртуальным.
ПЕШКИ И КОРОЛИ
Осенью прошлого года в Бресте прошел дебютный Международный шахматный фестиваль «Черная пешка», в котором участвовало более 400 человек из 12 стран: Украины, России, Польши, Эстонии, Швеции, Китая, Туркменистана и других. Возрастных ограничений не было, потому среди желающих сразиться на шахматной доске были и 4–летние дети и 70–летние пенсионеры. Что еще раз доказывает — любви к шахматам все возрасты покорны.
ДЕТЕЙ ЗОВУТ К ДОСКЕ
Не только к обычной, но и шахматной доске с 2016 года активно приглашают белорусских школьников — в городских и сельских СШ появились шахматные факультативы. В России в ближайшее время шахматы и вовсе хотят ввести в обязательную школьную программу. В Армении такая работает не первый год, и шахматные уроки у детей очень популярны.
olgak53@mail.ru
Фото автора.