Живем в непростое время: что ни день, то очередная попытка взбудоражить белорусское информационное пространство фейковыми новостями и рассылками. Впрочем, удивляться нечему — ни одна электоральная кампания в мире спокойно не проходит. Однако сделать так, чтобы влияние на умы наших граждан извне не повлекло за собой серьезные последствия для страны, вполне реально. Более того, это в полной мере зависит от каждого из нас.
Поднять волну
На днях на адреса сразу нескольких крупных бобруйских предприятий пришли фейковые письма от имени Белорусского Красного Креста. В тексте шла речь о готовности организации предоставить гуманитарную помощь коллективам «в связи с возможной угрозой массированных атак территории Беларуси» при помощи БПЛА со взрывчатыми веществами. Авторы письма предлагали сформировать заявку на получение гуманитарной помощи. В Белорусском Красном Кресте отреагировали оперативно — это чистой воды фейк. О том, что письмо — филькина грамота, говорило и наличие грубейших ошибок в оформлении.Кто и, главное, для чего занимается распространением подобных фейков? Сеять панику в период проведения электоральной кампании — известный способ раскачать общество. Вспомните, что творилось в белорусском инфополе в начале 2020-го. Тогда новости о коронавирусной инфекции преподносились некоторыми медиаресурсами и телеграм-каналами в таком ключе, будто наступил конец света и всем нам осталось жить максимум пару месяцев. Но пандемия давно в прошлом, страшные прогнозы диванных экспертов позабыты, но ведь какой ужас они вселяли в тот момент!
Сегодня авторы вбросов пытаются сыграть на эмоциях аудитории, используя напряженность у южных границ Беларуси. Один из недавних ярких примеров — дипфейк-видео с председателем Наровлянского райисполкома Владимиром Антоненко, которое активно распространялось в соцсетях и мессенджерах. В кадре идет речь о введении в регионе с 23 ноября комендантского часа. Объясняется это тем, что участились случаи «пролетов беспилотников типа «Герань-2» над территорией района».
Фальшивка сделана качественно, обыватели поначалу даже поверили. Но оригинал видео нашелся быстро: оно было записано полгода назад, и там Владимир Антоненко говорил о развитии туризма. Опровержение фейка опубликовали местные СМИ. Оказалось, что при помощи искусственного интеллекта мошенники изменили слова главы района, сохранив голос.
Лживые новости
Чем ближе президентские выборы, тем сильнее пытаются давить на белорусскую аудиторию в интернете создатели фейкового контента из-за границы — экс-сотрудники медиа, которые были признаны экстремистскими в нашей стране. И любопытно, что частенько основой для лживых новостей становятся вполне реальные. Их суть просто переворачивают на 180 градусов и вбрасывают в инфополе. Однако стоит потратить немного времени на поиск первоисточника информации, и все сразу становится на свои места.Негативный образ Беларуси при помощи фейков давно пытаются создать и в иностранном сегменте интернета. Взять хотя бы ситуацию с мигрантами на границе с Польшей и странами Балтии: нашу страну соседские СМИ буквально демонизируют в своих материалах, пока их власти творят реальный беспредел по отношению к несчастным беженцам с Ближнего Востока и Африки.
— Правда не выгодна польским властям, поэтому они и делают все, чтобы их собственный народ и жители других европейских стран оставались в неведении о реальном положении дел на границе, — подчеркивает Томаш Шмидт, польский экс-судья. — А Беларуси скрывать нечего. Поэтому она готова в любой момент принять иностранных журналистов, политиков, правозащитников и отвезти на границу, показать, как все обстоит на самом деле. Хотите правды? Приезжайте и смотрите. Вина польских властей и пограничников очевидна. Беззащитных покалеченных людей перебрасывают через забор, даже убивают — этому есть доказательства.
Игра на публику
Сегодня нельзя недооценивать вопрос внешнего воздействия на общественное мнение со стороны западных стран, стремящихся осуществить «демократизацию» постсоветского пространства на свой лад, отмечает политолог Олег Лешенюк:— Дестабилизировать ситуацию пытаются прежде всего путем постепенного отрыва стран от намеченного курса через внедрение так называемых демократических ценностей и дискредитацию политических систем, сложившихся в независимых государствах. Для этого используется широкий перечень технологий, в том числе информационных.
При этом важно понимать, что западные страны и у себя довольно давно применяют технологии электорального позиционирования и мобилизации, нацеленные на проведение информационных кампаний, подчеркивает Олег Лешенюк:
— Онлайн-технологии влияния на YouTube, в социальных сетях и мессенджерах задают определенный тон в информационном пространстве, который направлен на дискредитацию действующей власти и законно выбранного курса страны.
Все это смещает фокус с действительно важных политических событий и сильных фигур во власти на провокационные инфоповоды, сеет протестные настроения в обществе и даже способствует подготовке митингов — прямо сейчас мы наблюдаем, как все это происходит в Грузии. Заведенная во много благодаря сомнительным новостям «об украденных выборах» толпа в Тбилиси никак не может примириться с итогами парламентских выборов. Но действительность такова: партия «Грузинская мечта — Демократическая Грузия», которая ориентирована на национальные интересы, а не слепое исполнение указаний западных господ, получила больше голосов, чем четыре ведущие оппозиционные партии, вместе взятые. И какими бы громкими и яркими ни были фейки в сети, реальные факты побеждают — ЦИК утвердил итоги выборов, международные наблюдатели (в том числе белорусы) признали их легитимными, а большая часть грузинского народа с этим согласилась.
КСТАТИ
Средняя продолжительность жизни фейка в 2023 году составила 4 дня, отмечают эксперты российского центра компетенций в сфере интернет-коммуникаций «Диалог».
kurak@sb.by