Грамотно выстроенные веломаршруты в регионах способны принести приличные материальные дивиденды

Велотуризм уходит в регионы

Велодвижение в нынешнем сезоне переживает нешуточный подъем. В Минске появилась первая в стране выделенная полоса для двухколесного транспорта на проезжей части. Открываются сервисы велошеринга — системы аренды велосипедов, при которой не нужно возвращать транспорт в пункт проката. Появляются новые велодорожки. Что нас ожидает в ближайшем будущем? В повестке дня — развитие региональных веломаршрутов: они, убеждены эксперты, способны принести местному бюджету приличные дивиденды.

В Брест пришел велошеринг. Первым прокатился председатель горисполкома Александр Рогачук.
ФОТО WWW.B-G.BY.

О перспективах велосипедных путешествий шла речь и на конференции «ПраРовар». Общий лейтмотив выступавших таков: предпосылки к дальнейшему развитию данного сегмента туристической деятельности имеются. Одна из них — расширение сферы применения безвизового режима в западных районах. Впрочем, и до объединения безвизовых зон Брестской и Гродненской областей число желающих посетить эти регионы постоянно росло. Кстати, по прогнозу заместителя директора Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Виталия Грицевича, если сейчас в среднем иностранцы проводят в безвизовых зонах 2,5 дня, то после объединения будут останавливаться уже на 3,5 — 4 дня. Почему бы не уделить часть времени велопоездкам по местным достопримечательностям? Подобная практика в Европе давно вошла в привычку. И постепенно начинает приживаться у нас.

Председатель правления ОО «Минское велосипедное общество» Павел Горбунов приводит успешные примеры развития велотуризма в европейских странах. Например, протяженность веломаршрутов в Эстонии — 4.000 км. В Польше, где развито приграничное движение, создано 230 пунктов обслуживания велосипедистов, активно рекламируется событийный туризм. По оценкам местных экспертов, немецкие и австрийские гости на двухколесной технике оставляют в стране около 67 млн долларов в год, или около 350 долларов на каждого путешественника. Впечатляет, не правда ли?

В ряде районов Беларуси также созданы увлекательные маршруты для велосипедистов. На несколько часов и многодневные, между городами и кольцевые, по лесным массивам, тематические… Причем веломаршрут — это необязательно специально построенная велодорожка. Примером для подражания, по мнению Павла Горбунова, может служить Гродненская область, где всего 168 км велодорожек, но разработано 52 веломаршрута общей длиной 1.330 км! У проекта «Воложинские гостинцы» в Минской области и Национального парка «Беловежская пуща» тоже есть чему поучиться. Главное — уяснить, что такое хороший веломаршрут. Он должен быть составлен с учетом интереса потенциальной аудитории, безопасности путешественника, хорошей логистики. Обязательна маркировка знаками и стендами. Хорошее подспорье — двуязычный сайт с интерактивной картой и треками для навигатора, приложение для телефона с текстом и аудиоинформацией, буклет. Наконец, нужно предложить гостям места для проживания — гостиницы и агроусадьбы, точки питания, сервисы аренды и ремонта велосипедов. Что интересует всех велотуристов? Природа, история края, современная жизнь региона, промышленные предприятия, вкусная еда по местным рецептам, креативные сувениры. Если на маршруте предложат квест или другой игровой элемент — вообще прекрасно…

На будущее предстоит подумать вот еще о чем. Вскоре к нам все чаще будут приезжать гости на электровелосипедах, электросамокатах, что повлечет за собой расширение аудитории: путешествовать на двух колесах смогут не только люди в прекрасной физической форме. Готовы ли мы соответствовать новым европейским трендам?

nesterov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter