В 2017 году в Белорусском государственном академическом музыкальном театре состоялась премьера для детей и взрослых «Летучий корабль» известного российского композитора Максима Дунаевского в постановке молодого белорусского режиссера, ученицы главного режиссера театра Михаила Ковальчика Валерии Чигилейчик. И вот теперь Валерия снова обратилась к музыкальному творчеству Дунаевского и поставила на сцене Музыкального легендарный материал «Три мушкетера» с либретто Марка Розовского и стихами Юрия Ряшенцева. Шаг смелый, учитывая, что песни Дунаевского давно ушли в народ, а по популярности с киномюзиклом «Д’Артаньян и три мушкетера» Георгия Юнгвальд-Хилькевича мало что может сравниться. Для многих зрителей именно там актеры Михаил Боярский, Вениамин Смехов, Валентин Смирнитский, Маргарита Терехова, Ирина Алферова и другие сыграли свои лучшие роли.
Тем не менее в Музыкальном рискнули и не прогадали. Молодой режиссер Валерия Чигилейчик поставила материал динамично и современно. Обошлось без цитирования советского кинематографического мифа. Жесткая сценография главного художника театра Андрея Меренкова сразу настраивает на серьезный лад. Художник по костюмам Илья Подкопаев оттолкнулся от стилистики стимпанка и предложил героям оригинальные одеяния, в которых они чувствуют себя легко и свободно. Эти восхитительные костюмы можно показывать отдельно, на какой-нибудь Неделе моды в Милане. Оркестр театра во главе с главным дирижером Юрием Галясом вкладывает душу в каждую ноту музыкальной партитуры, а зал, кажется, готов подхватывать арии героев с первых же нот.
Сильными актерскими работами, в которых вокал и драматическое искусство существуют в неразрывной связке, порадовали звезды Музыкального театра — изящный и обаятельный д’Артаньян (Сергей Спруть), демонический и вальяжный кардинал Ришелье (Антон Заянчковский), опасная и стремительная Миледи (Наталья Дементьева), пронзительная и хрупкая королева Анна (Маргарита Александрович), мудрый и проницательный де Тревиль (Александр Осипец), остроумная и мечтательная Аббатиса (Екатерина Дегтярева). Радует, что в этом бурном потоке совсем не растерялись молодые солисты. Трио мушкетеров Атос (Артем Хомиченок), Арамис (Николай Русецкий) и Портос (Сергей Жаров) демонстрирует слаженность ансамбля, в котором находится место и самоиронии, и настоящему мужеству.
Начавшись как драматическая шахматная партия, «Три мушкетера» до самого финала держат зрителя в психологическом напряжении.В мюзикле много сюрпризов, свежая и небальная хореография Екатерины Коваленко. Решив отступить от канона, связанного с изображением французского авантюрного романа XIX века на театральной сцене, авторы спектакля тем не менее передали нам его главные качества — благородство, стремление к самопожертвованию, веру в идеалы дружбы и любви. Верность данному слову и кодекс чести для героев мюзикла — их нравственная доминанта. Даже злодеи здесь верны своему слову.
Надо отметить, что Музыкальный театр активно работает с ведущими российскими композиторами — Геннадием Гладковым, Алексеем Рыбниковым, Виктором Лебедевым, Кимом Брейтбургом, Аркадием Укупником. Покорители нотного стана, как правило, в восторге от минских версий своих произведений. «Три мушкетера» Максима Дунаевского в постановке Валерии Чигилейчик продолжили в репертуаре линию густонаселенного мюзикла, обрушивающего на зрителя всю мощь жанра в виде непредсказуемой игры света и теней, чарующих звуков музыки и спецэффектов, безупречного вокального исполнения и глубокой актерской игры. Александр Дюма, можно предположить, был бы доволен.
pepel@sb.by