Маэстро Александр Анисимов приглашает публику на уникальные концертные программы

Вечера шедевров

Главный дирижер и художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра, лауреат Государственной премии, народный артист Беларуси Александр Анисимов ждет публику в Большом зале Белгосфилармонии на ярких концертах, которые будут представлены в новом сезоне. 


А открывает его коллектив двумя программами — 19 сентября и 1 октября. В них прозвучат симфонии, которым суждено было стать выдающимися событиями в мире классической музыки XVIII—XIX веков.

— Девятая симфония Бетховена, 200-летию первого исполнения которой мы посвящаем программу открытия сезона, — великое создание, которое нарушает законы и разрывает традиции предшественников, — уверен Александр Михайлович. — Впервые симфония заканчивается финалом с участием голосов — хора и солистов. Первые ноты новаторского произведения напоминают о создании Вселенной, а финал — о самых больших радостях человечества. Симфония ошеломила аудиторию. Исполняемая хором и солистами в финале «Ода к радости» Шиллера вдруг приобрела высокое духовное измерение. А человеческий голос, появившийся впервые в симфонической форме, оказал несомненное влияние на музыку на многие века вперед.

По мнению Александра Анисимова, все это тем более впечатляет, так как Бетховен создал такую эпическую музыку, будучи почти полностью глухим. Ее мы услышим в концертной программе 19 сентября. К слову, в финале к оркестру присоединится Государственная академическая хоровая капелла имени Григория Ширмы и певцы — солисты Ирина Крикунова, Ксения Малахвейчук, Василий Липский и Станислав Трифонов.

Но прежде прозвучат увертюра Моцарта «Идоменей» и шедевр музыки барокко — изумительный концерт Баха для скрипки и гобоя с оркестром, в котором солируют корифеи оркестра Юлия Стефанович и Роман Фирстов.

Не менее высокий симфонический накал ожидает публику 1 октября на концерте, приуроченном к Международному дню музыки.

— Спустя 6 лет, в 1832 году, в Париже, городе мировых потрясений и политических сдвигов, произошла революция в мире классической музыки: была создана и исполнена первая программная симфония в истории музыкальной романтики, — продолжает экскурс маэстро. — 26-летний Гектор Берлиоз назвал свое сочинение «Эпизод из жизни артиста. Большая фантастическая симфония в пяти частях».

Артистом, героем симфонии был он сам и сам же был автором программы, сюжетом которой стала его история любви к ирландской актрисе Генриетте Смитсон. Программа подробно излагала события каждой части, впрочем, как сообщал композитор в предисловии, можно ограничиться только названиями пяти частей. Все изумило современников композитора и продолжает изумлять сейчас: многое в этом произведении выглядело новаторским. В финале «Фантастической симфонии» удвоение духовых поручено студенческому оркестру Белорусской государственной академии музыки.

Кстати, в программе 1 октября уже есть изменения: оркестр принял предложение пианиста профессора Владимира Дулова о замене фортепианного концерта Сен-Санса на 2-й концерт Бетховена.

— Кристальная ясность, филигранный блеск этого алмаза венского классика станет ярким контрастом безумной романтике «Фантастической симфонии» Берлиоза, — уверен Александр Анисимов, который в эти два вечера будет приковывать к себе взгляды музыкантов и публики на дирижерском подиуме.

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter