В Полоцком регионе сегодня проживают более 2300 детей с особенностями развития. И каждый из них может рассчитывать на комплексную помощь Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Полоцкого района. Кроме того, учреждение координирует систему специального образования региона. Наталья Кочанова побывала в центре и подробно ознакомилась с его обновленной материально-технической базой.
Директор центра Анна Ковалева рассказала:
— Основными направлениями деятельности нашего учреждения являются реабилитация и социальная адаптация детей с рождения и до 18 лет с аутистическими расстройствами и тяжелыми формами инвалидности. А также психологическая помощь детям и их родителям и методическая — специалистам, которые работают с такими особенными подопечными.
Сегодня центр посещают 123 воспитанника, для них действуют пять специальных дошкольных групп и столько же классов. К началу нынешнего учебного года учреждению передали все площади бывшего детского сада, теперь здесь есть бассейн и спортивный зал для занятий лечебной физкультурой. Чтобы материально-техническая база центра стала еще лучше, современнее, вкладываются средства как местного, так и районного бюджета, а также спонсорская помощь. За последнее время были приобретены подъемник в бассейн для опускания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в чашу, реабилитационное оборудование в мультисенсорный центр. В планах — продолжить закупку оборудования.
Наталья Кочанова поинтересовалась, в каком возрасте выявляют у детей подобные нарушения, как идет подготовка и переподготовка педагогов, достаточно ли в центре специалистов узкого профиля:
— Нам важно знать, какие проблемы есть и как вовремя помочь их решить. Причем помощь должна быть межведомственная — и в образовании, и от сферы здравоохранения, местных властей, предприятий региона.
Анна Ковалева назвала цифры:
— В нашем центре действуют пять специальных дошкольных групп и столько же классов. С детьми занимаются 44 педагога и три медицинских работника. Специалистов хватает, все они профессионалы в своей сфере, случайных людей у нас нет и быть не может.
Помощь и поддержка особенных детей и их семей крайне важна. Все это тоже наши дети, в очередной раз напомнила председатель Совета Республики:
— На уровне государства проблема не остается без внимания. Сегодня государство делает всё: открывает и поддерживает подобные реабилитационные центры, центры, где дети учатся, адаптируются к школе. Важно, чтобы они могли спокойно жить в социуме, работать, создавать семьи, чтобы у них получилось найти дело по душе.
О том, как важно, чтобы на этом непростом пути детям и их родителям встретились квалифицированные, неравнодушные и специально обученные педагоги, шла речь в средней школе № 18 имени Евфросинии Полоцкой города Полоцка, где действуют семь классов с интегрированным обучением. С историей своей семьи на встречу пришла полочанка Ирина Карпенко. Ее сыну Давиду скоро семь, и у него расстройство аутистического спектра. Узнав о диагнозе, мы сразу обратились в коррекционно-развивающий центр, делится мама:
— С тех пор прошло боле пяти лет, и моя благодарность его специалистам не знает границ. Давид уже может говорить целыми фразами, научился читать — и все это во многом их заслуга. В следующем учебном году сын пойдет в интегрированный класс. Признаюсь, конечно, волнуюсь, как его примут другие дети и их родители.
Наталья Кочанова в свою очередь обозначила:
— Работа с обращениями граждан показывает, что семьи еще сталкиваются с проблемами восприятия и принятия их деток с особенностями, при этом не столько детьми, с которыми они учатся в интегрированных классах, а их родителями. Поэтому воспитание инклюзивной культуры в обществе — еще одна основная задача, которую мы перед собой ставим.
В школе прошла беседа на тему взаимодействия участников образовательного процесса в создании системы эффективной помощи ребенку с особыми образовательными потребностями. Подробнее вопрос инклюзии обсудили во время заседания консультативного совета, прошедшего на базе Музея белорусского книгопечатания. В онлайн-формате мероприятие транслировалось в восьми учреждениях образования из всех регионов страны.
Государством выстроена хорошая четкая система для реализации программы инклюзивного обучения – Кочанова