Сколько нужно фамилий, чтобы не потеряться в полутора миллиардах? Китайские ученые подсчитали, что на протяжении всей истории Поднебесной в ходу здесь были 23.813 фамилий. «Большой словарь китайских фамилий» составляли почти сорок лет и теперь с гордостью заявляют, что и в этой сфере (как во многих других) китайцы оказались впереди планеты всей (по крайней мере, сами они в этом не сомневаются). В Поднебесной первые фамилии появились еще при легендарном правителе Фуси пять тысяч лет назад (материальных доказательств существования легендарного правителя нет, но это никого особо не смущает), в то время как в других регионах мира — около 1000 г. н.э.
Сорок лет работы над словарем фамилий — срок, конечно, впечатляющий. Это вам не перепись населения проводить: десять дней — и готово (ну не совсем, конечно, результаты только в апреле будут), тут архивы тысячелетние нужно перевернуть и все фамилии, встречающиеся в китайской истории, переписать. Что и было сделано.
Первые китайские фамилии состояли из двух частей — ши и син. Ши — знак рода, а син (который появился позднее, чем ши) указывал на принадлежность к сословию. Самыми первыми ши были Фуси (по имени того самого легендарного предка нации), Шэньнун (еще более легендарный прародитель) и Нюйва (это сестра Фуси — такая же легендарная). Самым первым син был Фэн (что означает «ветер», но на какое сословие он указывал — неизвестно). Почти пять тысяч лет назад было решено, что син может наследоваться только от отца к сыну, девочкам сословие, понятно, ни к чему — родную–то семью они покидают. Как и многое другое в Поднебесной (система мер и весов, написание иероглифов и даже ширина между колесами повозки), ши и син были унифицированы при династии Цинь (221 — 206 гг. до н.э.) и следующей за ней Хань (206 г. до н.э. — 220 г.).
Китайцы своими фамилиями гордятся — и по праву: со времен династии Цинь они передаются из поколения в поколение, это хотя и исторические, но вполне живые памятники. Правда, многие фамилии в истории заплутали и потерялись: сегодня в ходу лишь около семи тысяч, причем половину из них носят ханьцы (основная национальность страны, примерно 92% населения), а другую половину — национальные меньшинства, их в Китае 55. На протяжении истории (и в наше время, кстати, тоже) чаще всего фамилии состояли из двух иероглифов, таких насчитали 9.021, из одного иероглифа — 6.931 фамилия и так далее: чем больше иероглифов, тем меньше фамилий. Начиная с семи иероглифов, счет фамилиям идет на десятки, а самая редкая — из десяти знаков — и вовсе единственная.
Но то исторический феномен, который в современном Китае, скорее, покажется казусом: сегодня родителей предупреждают о том, что у оригинальности с индивидуальностью есть свои пределы. Пределы эти ограничиваются чаще всего количеством знаков, которые можно поставить в любой компьютеризированной системе — банковской, вузовской, регистрации водительских удостоверений, в общем, любой. Чаще всего система ограничивается 15 окошками, а это автоматически означает и самое длинное имя (фамилия+имя). Всезнающая (но не всегда объективная) статистика утверждает, что самое длинное имя у представителя титульной национальности хань — как раз 15 иероглифов. Около тысячи китайцев (тысяча среди полутора миллиардов — это практически уникумы) носят имя, состоящее из десяти иероглифов. Правда, чаще всего это не ханьцы, а уйгуры — строго говоря, у них вообще фамилий нет, только имя и (если нашим языком говорить) отчество. Банковская и прочие учетные системы справляются с этими именами не всегда, а потому среди уйгуров развернули кампанию, призывающую брать фамилии, — ну чтобы быть, как все. Но далеко не все уйгуры на фамилии соглашаются: мол, у отцов наших фамилий не было, у дедов не было и нам зачем? Они ведь, как и ханьцы, большие приверженцы традиций. Просто традиции у них другие.
Так сколько же нужно фамилий, чтобы не потеряться среди полутора миллиардов? Оказывается, совсем немного: 85% населения Китая носит всего сто фамилий. Здесь простой народ так и называют: лаобайсин, «сто старых фамилий». Потому что при всем историческом многообразии, например, в Пекине пятая часть жителей носит только две фамилии — Ван (их почти 1,2 млн. человек) или Чжан. Впрочем, Ван — не только среднестатистический пекинец, но и китаец тоже: это самая распространенная в Поднебесной фамилия. На втором месте Ли (иногда Ли вырываются вперед), на третьем — Чжан. В топ–10 самых распространенных фамилий (каждую носят более 20 млн. человек) вошли Лю, Чэнь, Ян, Хуан, Чжао, У и Чжоу. А вы говорите — Ивановы, Петровы... Ван и Ли — вот где настоящая сила!