Можно ли выйти из товарищества собственников

В товарищах согласья нет

Товарищества собственников, сокращенно ТС, стали привычны. Создав этот институт, государство предоставило владельцам жилья право самостоятельно решать все проблемы, возникающие в ходе эксплуатации многоквартирных домов. Причем делать это быстрей и дешевле, чем могло бы само государство. Многие граждане этим правом успешно пользуются. Если нужно, допустим, ремонтировать кровлю, благоустроить детскую площадку или паркинг, то не просят об этом ЖЭС: все делают сами. Точнее — через избранных на общем собрании председателя и правление, которые заказывают, контролируют и оплачивают работы. Каждый рубль считают: деньги–то свои. Товарищество собственников — важный элемент самоуправления и по большому счету нашего гражданского самовоспитания.

 
       Две обычные минские многоэтажки, ухоженные и аккуратные, входят в одно товарищество собственников. Но жильцы дома № 57 по улице Слободской (слева) не хотят состоять в одном ТС с жильцами другого, № 29 по улице Громова (справа). Какая «черная кошка» пробежала между ними и почему они оказались в одном товариществе «Современный проект–2006».
Но бывает иначе. Товарищество не складывается, возникает конфликт, а порожденные им проблемы бумерангом возвращаются государству. Так происходит в минском ТС «Современный проект–2006».

В мае 2017 года жильцы дома номер 57 по улице Слободской провели общее собрание, намереваясь выйти из товарищества и перейти на обслуживание в ЖЭС. Итоги голосования: за — 96 собственников, против — 2. Минуло время, но жильцы дома по–прежнему состоят в ТС: выйти не могут. А первую, и тоже неудачную, попытку предприняли еще... в 2013 году. Не смирились. В 2017–м сформировали инициативную группу, продолжили обивать пороги инстанций и писать жалобы: в администрацию Московского района, Мингорисполком, прокуратуру, Комитет госконтроля... В редакцию нашей газеты, наконец, куда с обращением, доверенностью и кипой бумаг пришла жительница 91–й квартиры Елена Салькова.

В большинстве официальных ответов на обращения жильцов в той или иной формулировке сказано примерно следующее. Товарищество «Современный проект–2006» сформировано до момента вступления в силу Жилищного кодекса, хотя создание ТС на базе нескольких жилых домов законодательству не противоречит. Но для рассмотрения вопроса о выходе из его состава необходимо согласие всех членов. В некоторых ответах особо подчеркнуто: «т.е. 100 процентов».

Иными словами, даже двух голосовавших против достаточно, чтобы инициативу не рассматривать по существу: процедура не соответствует законодательству. Но дело серьезней. Для выхода инициаторам надо привлечь на свою сторону все 100 процентов жильцов еще одного дома. ТС «Современный проект–2006» составляют два дома. В 57–м по улице Слободской — 110 квартир, в 28–м по улице Громова — 310. Разделяют их, по моим подсчетам, метров 400. Между ними на расстоянии прямой видимости другого дома нет, поэтому с некоторой натяжкой можно считать, что они расположены на смежных участках: это одно из условий формирования ТС на базе отдельно стоящих домов. Так или иначе, в 2007 году застройщик, районный УКС инициировал присоединение к ТС второго дома, построенного позже.

Уже нет смысла оценивать решение 12–летней давности по форме. Главное, что само понятие «товарищества» как добровольного объединения граждан с конкретной целью оно нивелирует по существу. УКСу это было полезно, жильцам, как оказалось, нет. «При подсчете голосов на общем собрании доля 57–го дома составляет 21 процент, 28–го — 79... Жильцы дома по ул. Слободской стали заложниками ситуации» — это из обращения в редакцию Елены Сальковой.

Первые же две жительницы, которых я встретил возле дома, подтвердили желание выйти из ТС и наперебой стали перечислять свои претензии к правлению. Опущу: их надо доказывать, а на то есть аудиторская проверка, которая именно в эти дни и проходила. Думаю, что желания жильцов отделиться достаточно. Согласитесь, что проблемы людей, живущих под одной крышей, в одном пространстве, не очень близки тем, кто обитает в другом. В жизни — так.

Дом № 28 по ул. Громова впечатляет — и масштабом, и благоустроенной территорией, которую по всему периметру контролирует система видеонаблюдения. Председатель ТС Светлана Молчан (ее встречные претензии к «бунтовщикам» тоже опущу) покорила своей открытостью, готовностью показать любые документы и признанием: «Я бы с радостью отсоединилась и сделала для этого все возможное». В попытках провести общее собрание ей помогала и администрация Московского района: непросто было найти место для полутысячи человек. Разговор завершает категорично: «Больше тратить нервы на это не буду. Не произойдет здесь реорганизации! Уже по той причине, что 100 процентов «за» нет даже в 57–м доме». Что делать?

Обнадеживающий ответ есть у начальника управления жилищного хозяйства Минжилкомхоза Андрея Ромашко. Ему знаком «Современный проект–2006» и еще несколько таких же проблемных ТС. Считает, что первую ошибку совершали застройщики, создавая подобные ТС, вторую — исполкомы, которые это допускали. В качестве курьезного примера вспоминает историю ТС, десяток зданий которого располагались в трех разных районах Минска!

Впрочем, немало и таких, где по 2 — 5 домов — и никаких проблем. Главное, чтобы учет затрат на эксплуатацию велся раздельно и прозрачно, а жильцы могли его контролировать. Если же бухгалтерия общая, у людей возникает вопрос: куда идут наши деньги?

Общая картина такова. В стране действуют около 3 тысяч ТС и 7 тысяч ЖСПК, близких по способу управления. В сумме на них приходится треть жилфонда. Доля ТС во вновь вводимом жилье сокращается: людям пока комфортней, когда их обслуживает коммунальная организация.

Что же с выходом? Андрей Ромашко: «Внося изменения в новую редакцию Жилищного кодекса, мы упрощаем принятие решений по вопросам выхода из ТС, его ликвидации и реорганизации. Для этого будет достаточно 2/3 голосов. Проект согласован со всеми госорганами, в Администрации Президента, прошел первое чтение в Палате представителей, весной ожидается второе».

В нем есть и другие новации. Предусмотрена, например, возможность интернет–голосования: большой зал для общего собрания не потребуется. Словом, Елене Сальковой и ее соседям остается дождаться принятия нового закона, что, по словам Андрея Ромашко, может произойти уже на весенней парламентской сессии.

Но закончить на оптимистичной ноте не получается: в редакцию поступило обращение из другого ТС. Из него никто не хочет выйти, но кто–то имеет претензии к председателю. На мой субъективный взгляд — это опытный профессионал и открытый человек. Работал в системе ЖКХ, прошел обучение и аттестацию как председатель ТС. Избран на эту должность жильцами. Работает всего–то год, отчитываясь за каждый шаг. Но кому–то не нравится. И пошел поток петиций: в рай– и горисполком, министерство, прокуратуру, госконтроль... Некоторые имеют приложения из 60, даже 80 страниц! Казалось бы, все в ваших руках, товарищи собственники. Закон на вашей стороне: соберитесь и проголосуйте. Смиритесь, если вас не поддержат. Но нет, проще переложить проблему на государство.

Жизнь обычно выявляет несовершенство закона, и тогда законодатели его корректируют. Это непростой процесс. Но корректировать наше собственное, гражданское самосознание бывает еще трудней.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Начальник управления Минжилкомхоза Андрей Ромашко:

«Внося изменения в новую редакцию Жилищного кодекса, мы упрощаем принятие решений по вопросам выхода из ТС, его ликвидации и реорганизации. Для этого будет достаточно 2/3 голосов».

ponomarev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter