Психолог рассказала, почему наше мнение о себе часто бывает необъективным

В своем репертуаре

Самооценка — наше представление о важности собственной личности и ее роли среди других людей — оказывает сильнейшее влияние на профессиональную реализацию, взаимоотношения с противоположным полом, семейное благополучие. И влияние это, увы, далеко не всегда позитивное. Загвоздка в том, что у большинства людей с самооценкой серьезные проблемы: одним не мешало бы ее существенно поднять, а другим хотя бы немного снизить.

В поисках золотой середины

Вообще-то, самооценка — величина непостоянная, говорит психолог Минского городского клинического центра психиатрии и психотерапии Анна Добрук:

— Она может меняться под влиянием настроения человека. Поэтому во время депрессии у пациента всегда пониженная самооценка, а вот при маниакальных состояниях, наоборот, повышенная. Но мы, конечно, будем говорить о средней величине этого показателя в течение жизни человека. В современной психологии принято различать следующие уровни самооценки: адекватная, завышенная и заниженная. К сожалению, людей с первым вариантом встречается крайне мало.

Что же такое адекватная самооценка? Это реалистичное отношение человека к своим способностям, качествам и поступкам. Такие люди здраво оценивают свои возможности и ставят перед собой реальные цели. Добиваясь их, они испытывают радость. Условно говоря, если вы совершенно не разбираетесь в нюансах криптобиржи, то и не станете надеяться на авось в попытках майнить биткоины, а предпочтете сначала изучить вопрос, посоветоваться со знающими людьми. Если вы не профессиональный спортсмен, значит, не замахнетесь на участие в Олимпийских играх. То есть в основе ваших поступков — логика, последовательность, адекватная оценка действительности. Хотя при этом вы вполне можете ставить перед собой труднодостижимые для многих других людей задачи и мастерски решать их на зависть остальным.

Проблемы схожие, нюансы разные

Многие исследования, как отечественные, так и зарубежные, показали, что определяющее влияние на самооценку личности оказывают суждения родителей и сверстников. При этом родительские суждения (главным образом в детстве) влияют на общую самооценку ребенка, а вот суждения сверстников — исключительно на мнение о своих способностях.

Важную роль в формировании самооценки играет и школа. В отличие от родителей, учителя выставляют нам первую социальную оценку. Конечно, характер она носит более дифференцированный и относится только к конкретным видам деятельности и предметам. Что касается взрослого возраста, здесь самооценка зависит уже сразу от нескольких факторов — социально-экономического статуса (образование, доход), состояния здоровья, социальных отношений и образа мышления.

— На самом деле люди как с завышенной, так и с заниженной самооценкой страдают от очень похожих проблем, хотя, разумеется, есть нюансы, — объясняет Анна Добрук. — Первые не способны выстраивать отношения с людьми из-за спеси, чванства, эгоизма. Вторые — из-за крайней неуверенности в себе и страха быть отвергнутыми. Первые могут добиться в жизни больших высот, но завышенная самооценка не позволит им ощутить радость от собственных свершений: им всегда будет казаться, что они достойны большего. Вторые из-за многочисленных комплексов вряд ли сумеют достичь прогресса в карьере или бизнесе, поскольку всегда будут бояться риска, сложных решений и предпочтут двигаться по пути наименьшего сопротивления. Более чем скромные результаты труда при таком подходе к делу почти наверняка ввергнут их в уныние и спровоцируют еще большее недовольство собой.

«Я-реальный» и «Я-идеальный»

Неадекватная самооценка — это не болезнь, а только набор симптомов, с которыми можно и нужно работать, уверена Анна Добрук:

— Исследователи выделяют две группы факторов, влияющих на самоуважение личности, — это успех и социальная поддержка. То есть чем выше уровень достижения в значимых для человека областях и чем выше одобрение коллег, друзей, семьи и т.д., тем выше самоуважение. Соотношение между «Я-реальным» и «Я-идеальным» как раз и определяет наше мнение о себе.

Как привести свою самооценку в адекватное русло? Во-первых, научиться хорошо понимать и соотносить свои реальные возможности, ограничения, навыки, умения и прочие качества с объективной реальностью. Если вы грезите о повышении, то сначала обучитесь новым навыкам, примените их на практике, заслужите одобрение и уже потом претендуйте на карьерный взлет. Требовать более перспективную должность только потому, что вы этого хотите, — путь в никуда.

Во-вторых, нужно учиться не только хвалить себя, но и критиковать (это для тех, у кого самооценка явно завышена). Обратный виток — не только ругать, но и принимать похвалу (для тех, у кого заниженная).

В-третьих, помните, что самооценка проявляется в общении с другими людьми. Очень важно сформировать вокруг себя круг единомышленников, с которыми вы можете обсудить личные отношения, профессиональную деятельность, свое хобби, достичь взаимопонимания и ощутить поддержку.



КСТАТИ

Первым теорию самооценки представил американский психолог Уильям Джеймс в 1890 году. Он использовал простую формулу, утверждая, что самооценка равна успеху, разделенному на наши цели, ценности и то, что мы думаем о своем потенциале. То есть если наши фактические достижения невелики, а наш предполагаемый потенциал и цели высоки, мы считаем себя неудачниками. И наоборот, если наш успех превосходит ожидания, мы чувствуем себя прекрасно, наша самооценка повышается.

В психологии самооценку характеризуют по уровню — высокая, средняя и низкая; реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная); устойчивости — стабильная и нестабильная.

lvk@sb.by

Коллаж Ольги Александровой
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter