Троянский конь от Польши и Литвы
Исторические параллели. Эксперт по национальной безопасности Александр Тищенко напоминает: очереди на границе наши соседи создавали всегда.— Они шантажировали свои правительства на повышение зарплат, устраивали ради доплат, увеличения штатов и грантов на реконструкцию пунктов пропуска «итальянские забастовки». Такое поведение по большей части было направлено на внутреннего потребителя, хотя чванство польских и литовских пограничных и таможенных служб демонстративным было и в отношении белорусов. Таким образом, видимо, показывали свое европейское превосходство над нами. Кстати, это часть их разрушительной работы с нашим приграничьем. Вроде как «если хотите закусывать губы, как мы, торопитесь стать Европой», — отмечает эксперт.
Все это создавало нашей стране значительные неудобства. Но с Беларусью соседи вроде бы старались сотрудничать. В частности, серьезное внимание структуры Евросоюза уделяли вопросам реализации приграничных программ, а также «добрососедству». Это слово в кавычки мы взяли намеренно. И вот почему.
— Малое приграничное движение, реконструкция пунктов пропуска, смягчение визовых режимов, усиление поддержки диаспор, выдача карт поляка, развитие гуманитарных направлений с уклоном в сторону толерантности, распределения потоков беженцев — все это было, — перечисляет совместные проекты Александр Тищенко.
— В итоге, как показал 2020 год, на подносе дружбы они нам подсовывали моральную гниль. Вроде и «ломали» ворота, но одновременно разлагали приграничье и таким образом готовили переворот и смену власти. Действовали с точки зрения мягкой силы. Пытались уничтожить нас как страну и народ за коврижки. Все это лишний раз подтверждает, что их программы помощи и дружбы — не что иное, как троянский конь.
Поле для политических баталий
Добрые соседи в итоге оказались лицемерными врагами. Итог неутешителен: именно приграничью как воротам в страну было суждено стать первоочередной ареной для политических баталий.— Случилось это еще во время ковида, когда начала разрушаться система коммуникации между Беларусью и соседями, — анализирует политолог Юрий Шевцов. — Тогда были введены ограничения на пересечение национальных границ, и первой их ввела, заметьте, не Беларусь. Мы их вообще практически не вводили. Разрушение системы массового пересечения границ нанесло удар по нашим челнокам, которые ездили на закупки в Польшу и Литву. Далее ситуация усложнилась во время политического кризиса 2020‑го — со стороны Польши к нашей границе начало стягиваться большое количество войск, вдобавок начались бесконечные учения стран НАТО на территории Литвы и отчасти Латвии. Эти учения напоминали подготовку к вводу войск, потому что шли практически беспрерывно. Еще более усложнило ситуацию то, что из Беларуси стали уезжать оппозиционные активисты. После начались особо сильные ограничения на пересечение границы грузовым транспортом.
И если во время ковида они ссылались на борьбу с пандемией, то после 2020‑го это стало напоминать скрытые экономические санкции. Произошел удар по транспортной отрасли Беларуси и нашему стратегическому положению — по естественному конкурентному преимуществу Беларуси.И это к вопросу о геополитических интересах Польши, которая, по словам Юрия Шевцова, традиционно воспринимает себя восточным валом на пути России и вообще всей Азии в Европу:
— Все помнят радикальные националистические заявления бывшего министра обороны Польши Антония Мацеревича, который вел «священную», можно даже сказать, личную войну против России. Он как-то заявил, что существует союз империалистической России и коммунистического Китая против Запада, поэтому священная миссии Польши заключается в том, чтобы сдерживать эту угрозу с Востока, особенно от проекта «Новый Великий Шелковый путь». По его мнению, ради спасения Европы от России и Китая Польша должна выполнить свою историческую миссию, перерезав этот путь. Мы все прекрасно понимаем, что такое политическая риторика и как иные политики иногда могут ляпнуть не подумав, но образ мышления части правой националистической публики Польши он передал точно. И на этом они традиционно выстраивают свою внешнюю политику. В этом смысле для радикально националистической части польского истеблишмента перерезание артерии, которая связывает Европейский союз и Россию, выглядит абсолютно естественным и нормальным. Тем более что примерно то же самое сделала Украина после 2014 года, практически полностью остановив транспортное сообщение с Россией.
Политика, а не экономика
Последствия? Можно в очередной раз напомнить о том, что европейские политики прежде всего думают только о себе, но уж никак не о застрявших на границе людях. Впрочем, поведение поляков и литовцев по большей части определяет их антироссийская и антибелорусская идеология.— Я бы перекинул мостик к роли и месту автоперевозок для экономики и Беларуси, и Союзного государства, и ЕАЭС в целом, — отмечает Георгий Гриц, экономический аналитик, профессор Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии». — Для Беларуси как для транзитной страны — а в этом ни у кого сомнений нет, через нее проходят два международных транспортных коридора — роль международных перевозок весьма существенна. При движении товаров в Россию, например, речь идет о примерно восьми миллионах тонн груза в год. Поэтому из белорусского, а также из союзного бюджетов на развитие современных технологий, помогающих пересекать границу, были потрачены десятки миллионов долларов. И не только на инфраструктуру, но и на электронное пломбирование, предварительное электронное декларирование, что является трендом последнего десятилетия. Система управления таможенными рисками была выстроена весьма эффективно.
Впрочем, это тот случай, когда экономика отходит на второй план, а на первый поднимается политическая конъюнктура.
— Сегодня речь идет уже о девятом пакете санкций, эта санкционная политика предусматривает более тщательный контроль груза, увеличение выборочных проверок. И эти проверки, особенно со стороны наших партнеров, превышают всякий уровень разумности, — акцентирует внимание Георгий Гриц. — Если вспомнить апрель текущего года, когда Беларусь и Россия ввели контрсанкции к странам ЕС по ограничению проезда по территориям своих стран грузовиков с регистрацией в странах ЕС, то это также объективный сдерживающий фактор. Но не вызывает сомнений: при политическом решении роль таких факторов могла бы быть нивелирована.
Парадоксальная, впрочем, возникает ситуация. С точки зрения бизнеса, резюмирует экономический аналитик, торможение таможенного досмотра — это, по большому счету, война не только с белорусскими и российскими бюджетами и субъектами хозяйствования, а война своими руками против своего же бизнеса:
— И я бы привел такие цифры по состоянию на август: экспорт из России в страны ЕС в месячном выражении, несмотря на девятый пакет санкций и вроде бы должное уменьшение товарооборота, в Португалию вырос в девять раз! В Латвию (при всей ее русофобской позиции) экспорт увеличился на 44 процента, в Австрию и Испанию — на 27 процентов. И с этой точки зрения таможенное торможение потоков похоже на пресловутое «назло маме отморожу палец». То же самое можно говорить о поставках товара в Российскую Федерацию. Меня удивило, что сегодня ведущими странами-экспортерами в Россию выступают ФРГ, Италия и… Польша.
Так что вопрос торможения товаров на таможне — это политически совершенно немотивированные решения правительств, причем даже не столько правительств наших сопредельных стран, сколько их заокеанского патрона.
Добро пожаловать!
Беларусь тем временем остается открытой миру. Даже пошла на человеческий и гуманитарный шаг по сохранению добрососедских отношений — нет, не с руководителями соседних стран — а с людьми. Речь о введении безвиза.— Во многих странах, особенно Балтии и Польше, зашкаливающий ныне уровень инфляции и удорожание затрат на ЖКУ, в первую очередь на электричество и бензин, привели к тому, что для их граждан возможность коммерческого туризма стала элементом выживания. Так что это гуманитарный процесс, хотя он, естественно, раздражает власти тех стран, потому что побывавшие в Беларуси люди формируют общественное мнение. А мнение избирателя, как бы кто ни говорил, очень важно, — отметил Георгий Гриц.
— Очень грамотный политический ход, особенно относительно Литвы и Латвии, — подтверждает Юрий Шевцов. — В нашем приграничье проживает значительная часть населения Литвы. Вдоль литовской границы с Беларусью, включая Вильнюс, живет около миллиона человек. Это практически треть их населения.
Поэтому, когда литовцы получили возможность продолжить их приграничный бизнес или хотя бы закупаться в Беларуси, как они привыкли делать за много лет, это начало оказывать влияние на массовые настроения. И это влияние совершенно не то, которое литовское руководство хотело бы видеть. Поэтому они всячески пытаются ограничить поездки своих граждан по безвизу в Беларусь. Так же поступают и латвийские власти. Коммуникация граждан Евросоюза с Беларусью теперь не поощряется.
— С нашей стороны это наше оружие мягкой силы в отличие от их пушек и самолетов на нашей границе. Их люди получают объективное представление о Беларуси и нашем народе от посещения нас, а не по фейкам от беглых и ужастикам западной пропаганды. Здесь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, — заключает Александр Тищенко.
«Это просто издевательство!»
В международный пункт пропуска «Козловичи» под Брестом добраться непросто. По крайней мере, по правой полосе из-за скопления фур проехать невозможно. Число стоящих в очереди транспортных средств уже преодолело полутысячную отметку, а «колейка» на трассе растянулась практически на 20 километров. Несмотря на приближение новогодних праздников, польская сторона по-прежнему не спешит ускорять процедуру оформления большегрузов.
Грузовики на пути к терминалу выстроились в два, а местами и три ряда. Проходы между машинами настолько узкие, что протиснуться удается с большим трудом. Можно только представить, каково сейчас простым водителям, вынужденным страдать от внештатной ситуации и адаптироваться к длительному ожиданию. Среди большегрузов замечаем человека, который, несмотря на ненастную погоду, вышел покурить. Знакомимся: водитель грузовика DAF Аврор Хамракулов. В машине остался его напарник Бауржан Достаев. Мужчины выехали из далекого Казахстана и уже больше недели стоят на границе:
Аврор Хамракулов.
— Только представьте себе: из родного Шымкента за четыре дня добрались сюда, оставив за спиной свыше четырех тысяч километров. Расстояние, как видите, немалое. А здесь стоим уже десятый день!
Грузовики на пути к терминалу выстроились в два, а местами и три ряда. Проходы между машинами настолько узкие, что протиснуться удается с большим трудом. Можно только представить, каково сейчас простым водителям, вынужденным страдать от внештатной ситуации и адаптироваться к длительному ожиданию. Среди большегрузов замечаем человека, который, несмотря на ненастную погоду, вышел покурить. Знакомимся: водитель грузовика DAF Аврор Хамракулов. В машине остался его напарник Бауржан Достаев. Мужчины выехали из далекого Казахстана и уже больше недели стоят на границе:
Аврор Хамракулов.
— Только представьте себе: из родного Шымкента за четыре дня добрались сюда, оставив за спиной свыше четырех тысяч километров. Расстояние, как видите, немалое. А здесь стоим уже десятый день!
Это просто издевательство! Уже давно были бы в Варшаве, если бы не вся эта «заварушка». Думали, что границу пересечем в течение суток, а реальность оказалась совсем иной. Хорошо, что хоть перевозим промышленное оборудование, а не продовольственные товары с ограниченным сроком годности. Тогда бы вообще фирма осталась в одних убытках.Аврор Хамракулов работает дальнобойщиком только четвертый год, но у его старшего напарника трудовой стаж побольше. Тем не менее Бауржан Достаев за долгую десятилетнюю практику только однажды оказывался в подобной ситуации. Как вспоминает водитель, это случилось на российско-грузинской границе: тогда причиной простоя стали погодные условия. Сейчас же в дело вмешался пресловутый человеческий фактор. Мужчины жалуются, что из-за нерасторопности польских таможенников очередь продвигается крайне медленно:
— Двигаемся вперед с черепашьей скоростью, примерно полтора-два километра в сутки. А бывало, что в день удавалось продвинуться только на 100 — 200 метров. Мы просто живем в этой очереди… Правда, до терминала осталось совсем немного: в ближайшее время проблема для нас разрешится. Но посмотрите, сколько машин в «колейке» ожидают своего часа, а сколько еще на подъезде.
Несмотря на то что дальнобойщики — люди опытные и практичные, налаживать быт в таких условиях довольно сложно. Биотуалеты находятся в нескольких километрах, умываться вынуждены водой из бутылки, с питанием возникла напряженка. Запасы пищи подошли к концу, остался только сухой паек: печенье и бутилированная вода, купленные на ближайшей заправке. Водители жалуются, что ни кафешки, ни платной стоянки поблизости нет, а местные жители продукты не приносят. В такой неразберихе люди нервничают, порой конфликтуют и ругаются по поводу, чья очередь уже подошла. Впрочем, и погода преподносит неприятные сюрпризы: то непрекращающийся мокрый снег, то гололедица. Лучшее средство от депрессии в этих условиях — общение с родными: к счастью, с мобильной связью проблем нет. Аврора Хамракулова дома ждет невеста, и мужчина шутит, что из-за пробки на границе свадьба может оказаться под вопросом:
— Постоянно спрашивает, когда я приеду. А что мне ей ответить? Пока ничего определенного сказать не могу. Соседи-водители, наши друзья по несчастью, говорят, что во время игр сборной Польши на чемпионате мира по футболу очередь вообще не двигалась. По всей видимости, польские сотрудники не могли оторваться от спортивных баталий. А мы, обычные водители, оказались заложниками в данной ситуации.
Сейчас у напарников только одна цель — как можно быстрее доставить груз до места назначения. А на обратном пути водители планируют ехать через Литву: на польско-белорусской границе могут возникнуть очередные сюрпризы. Да и к Новому году добраться домой уж очень хочется.
ОФИЦИАЛЬНО
Валентин Бусько, представитель Госпогранкомитета:
— Существенное влияние на обстановку оказывает принятое польской стороной решение о закрытии ряда пунктов пропуска. Так, из шести автодорожных пунктов пропуска функционирует только три. Кроме того, по причине ненадлежащей работы контрольных служб сопредельных сторон пропускная способность пунктов пропуска в 2 — 3 раза ниже расчетной. Госпогранкомитет неоднократно информировал компетентные органы сопредельных государств о необходимости нормализации работы пунктов пропуска, при этом с их стороны никаких мер не принимается.
deu@sb.by
osipov@sb.by
demeshko@sb.by
yarmoshuk@sb.by