С 13 мая вблизи деревни Нерейша Сенненского района начаты полевые поисковые работы на месте крушения советского бомбардировщика Пе-2. Как и еще один его брат-«близнец», возвращаясь с боевого вылета, он был сбит фашистскими «Мессершмитами» в первых числах июля 1941 года. Если поисковикам повезет обнаружить номерные запчасти или личные вещи членов экипажа, то удастся пролить свет на то, кто именно был в военно-воздушном судне.
Совместную работу на месте раскопок ведут представители 52-го отдельного специализированного поискового батальона, военно-исторического поискового патриотического клуба «Витебский рубеж»,а также управлений Следственного Комитета и Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по Витебской области.
Заместитель председателя военно-исторического поискового патриотического клуба «Витебский рубеж» Дмитрий Болелов вводит в курс:
– Поиском сведений о сбитых самолетах мы занялись еще этой зимой при тесном взаимодействии с Сенненским историко-краеведческим музеем. Изучение журнала боевых действий и донесений, а также опрос очевидцев тех событий помог установить, что в районе Нерейши Белицкого сельсовета действительно потерпел крушение один из двух самолетов Пе-2 (Петляков-2) 95-го скоростного авиационного бомбардировочного полка. Его летчики выполняли боевые вылеты в район Лепеля для бомбардировки колон наступающего врага.
Данный полк одним из первых был укомплектован новейшими самолетами этого типа, а также участвовал в параде, посвященном 1 Мая 1941 года, пролетая над Красной площадью в Москве. На обоих экипажах Пе-2 стрелками-радистами были белорусы: Георгий Ляхович из Орши и Петр Левшунов из Могилевской области.
Дмитрий Болелов продолжает:
– В апреле этого года при визуальном осмотре было установлено предполагаемое место крушения самолета: квартал 49, выдел 19 Бурбинского лесничества. На это указывали фрагментарные части дюралюминия обшивки воздушного судна. Непосредственно подготовку к раскопкам начали еще 11 мая –с расчистки местности, а также откачки воды с воронки, оставленной при падении самолета. Спасибо за тяжелую технику, с которой помог «Витебскводоканал». А также слова благодарности адресую всем тем, кто не остался в стороне от нашей экспедиции. В 80-ю годовщину освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков они все уделили толику своего личного времени, сил и средств, чтобы приоткрыть еще одну завесу тайны без срока давности.
Главная задача, выделяют поисковики, обнаружить и по возможности идентифицировать останки погибших членов экипажа. К слову, из Москвы на место раскопок приехала Татьяна Мысенко – родственница Николая Фроловича Антропова. Имя штурмана одного из экипажей Пе-2 нанесено на плиту братского воинского захоронения в Бешенковичах. Но его семья всегда знала: что их родственника там нет – он пропал без вести… Участие в экспедиции я принимаю по приглашению белорусской стороны, делится Татьяна Федоровна:
– Клуб «Витебский рубеж», 52-й батальон и все остальные, кто поднимает архивы, участвует в раскопках, то есть помогает восстановить историческую правду, справедливость, заслуживают самых искренних слов благодарности. Узнав, что среди членов экипажа сбитого фашистами самолета может быть мой двоюродный дедушка Николай Антропов, я ни минуты не сомневалась – еду в Беларусь. Моя бабушка – его родная сестра, как и моя мама, всю жизнь хотели узнать, что стало с родным им человеком. И сегодня я волнуюсь, пожалуй, больше всех. Сердцем чувствую, что он погиб, оставшись в этой Сенненской земле.
В память о двоюродном дедушке жительнице Москвы подарили кусочек дюралюминия с места крушения самолета.
По воспоминаниям очевидцев военных событий, в 1941 году в этой местности упал не один самолет. Сегодня мы находимся на месте крушения одного из них, обозначает старший научный сотрудник Сенненского историко-краеведческого музея Владимир Гордюк:
– Точно установить, что это Петляков-2, удалось благодаря характерным насечкам на фрагментах фюзеляжа. Уже обнаружены части самолета, авиационный пулемет «ШКАС», наконец, самое главное – костные останки бойцов…
Детали разбившегося самолета, как и другие вещи, найденные в ходе раскопок, будут переданы в местный историко-краеведческий музей. Экспонатов с такой историей в нем еще не было.