В состоянии ли Дом культуры в агрогородке обеспечить себе финансовую подушку безопасности

В одну кассу. Клубную

ВОПРОСЫ эффективного менеджмента в культуре начинаем обсуждать с директом Белевского СДК Екатериной МАКАРЕВИЧ прямо с порога. Внешне, к слову, здание клуба с 60-летней историей выглядит вполне свежо: стены из белого кирпича, новая крыша, стеклопакеты. Столь презентабельный вид когда-то был мечтой. Екатерина Николаевна руководит СДК с 2000 года, и не забудет первого впечатления от Дома культуры, когда устроилась сюда на работу: «Разбитые окна, протекающая крыша, пол в дырках в танцевальном зале... Обидно стало, что сельский клуб мог превратиться в руины. Рассчитывать на то, что придет богатый инвестор и поможет с ремонтом, было наивно. Принялись что-то подправлять своими силами. Параллельно крутились — концерты, выставки, обряды и праздники, все, что могло приносить в казну деньги для ремонта».

Худрук и директор Белевского СДК Елена ШРУБ и Екатерина МАКАРЕВИЧ подбивают финансы клуба.

ПРЕСЛОВУТЫЙ план платных услуг стал подспорьем, чтобы зарабатывать. В отделе идеологической работы, культуры и по делам молодежи  райисполкома активность белевских сельчан заметили. И когда представилась возможность выделить на те или иные работы и покупки финансы, энтузиастов поддержали. Еще в 2000-м отремонтировали отопительную систему здания. В 2006-м взялись за кровлю, еще через два года постелили новые полы. А в 2010-м установили окна, двери. Все работы вели хозспособом. А еще через год приобрели, наконец, новенькие костюмы для самодеятельных коллективов.

— В клубе комфортно, в холода тепло, — включается в разговор худрук СДК Елена Шруб. Она показывает зрительный зал, танцпол, комнату крестьянского быта. — У нас не такая современная мебель и аппаратура, как хотелось бы, все скромно. Но важно, что есть куда приглашать зрителя, что он может провести досуг красиво. Будем и дальше думать о пополнении казны.

Прошу культработников раскрыть коммерческую тайну: за счет чего выживает сельский клуб? Ответы находим в книге кассира. После концерта, выступления, выставки у директора золотое правило: выбить отдельный чек, где будет указана выручка за каждый из проектов. Документ остается на хранении в книге кассира, ну а деньги отправляются на счет отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи. В этом году Белевский СДК по плану должен заработать 3500 рублей. За 10 месяцев уже 114 процентов. Причем очень плодотворным для культработников оказался как раз октябрь: семь выездных концертов. И главный источник заработка — выступления народного коллектива «Весялуха». В среднем стоит 30 рублей.

С концертами артисты объездили Житковичский, Петриковский и Любанский районы. «Весялуха» — коллектив с историей. Сегодня в творческой обойме всего десять артистов. В репертуаре — зажигательные народные песни, поэтому на любом сельском торжестве «Весялуха» — гость желанный. Правда, когда идет пост или приближаются большие церковные праздники, собрать зал почти невозможно. Стоимость билета тоже нельзя враз поднять — рискуешь не собрать зал, а то и вообще перестанут приглашать. Лучше съездить три раза с концертом, чем загнуть цены, руководствуясь желанием сорвать большой куш.

Народный коллектив «Весялуха»: Надежда АЧАПОВСКАЯ, Ольга ЖОГАЛЬ, Наталья МАКАРЕВИЧ, Валентина ЖОГАЛЬ, Екатерина МАКАРЕВИЧ, Елена ШРУБ, Василий ШРУБ.

– А КАК же дискотеки? В свое время они были одним из самых прибыльных источников пополнения клубной казны? — интересуюсь у сотрудников СДК.

В ответ те лишь разводят руками. Сейчас для агрогородка, где проживает почти тысяча человек, проблематично собрать и 30 человек на танцполе.

Пришлось изменить формат — в клубе появились танцевальные вечера. Вход стоит на 50 копеек больше, чем цена билета на обычную дискотеку (1,5 рубля). Берут содержанием. На танцевальном вечере есть небольшая программа: свои силы показывают участники любительских объединений «Кому за 30», «Кому за 50» и «Музыкальное поместье». А еще с их участием и «Весялухі» белевские культработники готовы провести корпоратив, поздравить виновника торжества на дому.

А четыре года назад в Белеве появился свой культурный бренд — «Микольский кирмаш». Идею проекта позаимствовали из истории агрогородка: старожилы вспоминали, как на Покрова в деревне проводились ярмарки с гуляньями и выставками-продажами.

И ВСЕ же львиная доля финансовой подпитки обычного сельского клуба — деньги государственные. О выходе хотя бы на самоокупаемость и речи не идет: затраты на содержание СДК и штата в разы превышают прибыль, за которую так самозабвенно бьются культработники. Но целиком груз ответственности на бюджет сваливать не стоит, считает директор районного центра народного творчества и организации культурного досуга Людмила Гриб:

— Заработанным нашими силами распоряжаемся по своему усмотрению. Все зависит от проекта, который хотим поощрить. В системе района — 36 клубов, домов ремесел и домов мастера. До каждого учреждения доводится план платных услуг. Деньги по итогу идут в общий кошелек. Когда приходит время потратиться, накопленное пускаем на что-то существенное. Допустим, надо обновить столы для настольного тенниса, купить мячи в один клуб, в другой — музыкальный центр, в третий — ноутбук. Плюс деньги на поощрения, покупку призов для районных конкурсов творчества.

uskova@sb.by

Фото автора и из архива отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter