Не видать нам приятной глазу картины, если бы не лесоводы. Вместо изумрудных массивов тянулись бы пустые равнины. Но все в порядке, пока в лесхозах собирают шишки с семечками‑крылатками для будущих густых насаждений.
Как вести заготовку по всем правилам, знает Сергей Чепулан, лесничий Узречского лесничества Глубокского опытного лесхоза. Вместе с ним отправляемся на одну из плантаций, где на 3,7 гектара раскинулась ель европейская. Пушистые зеленые коридоры завораживают. А уж какой аромат вокруг! Густой хвойный дух — лучшая дезинфекция, никакой вирус не страшен.
Второкурсник Витебского технологического колледжа Никита Мурзич ловко набирает с лежащих на земле веток полное ведро шишек, затем пересыпает добычу в мешок. В лесхозе он на практике:
— Если честно, хотел бы прийти сюда и после диплома. Родом я из Мосара, так что здешние места для меня с детства как открытая книга. Теперь могу говорить, что знаю лес еще лучше — от семечка и до макушки.
Никита Мурзич
— В итоге деревья растут не в высоту, а вширь, ветвятся. Для заготовки это гораздо удобнее. Сезон сбора стартует в конце октября и длится по март. Позже смысла в этом нет: наступает пора естественной сушки, шишки раскрываются, и семена высыпаются. Кстати, оставшаяся после работы хвоя тоже идет в дело. Местные хозяйства берут ее на корм скоту как витаминную добавку.
Терпко пахнущие смолой золотистые шишки в Узречском лесничестве собирают со срезанных макушек. На смену рабочие заступают с началом светового дня и заканчивают к 17 часам. Несмотря на мороз, настроение у всех бодрое. Но сама я с непривычки и в минус восемь уже приплясываю на месте: «Вам не холодно?» Даже жарко, шутит спустившийся с высоты Владимир Сайковский.
Лесник Сергей Чепулан.
Семена до востребования
Золотой зеленый фонд формируют годами. Сперва шишки собирают с плантаций, сортируют, сушат, достают из них семечки, обескрыливают их, и снова сушка и очистка… Небыстрый трудоемкий процесс, прежде чем урожай попадет в огромный холодильник, способный единовременно принять на хранение до пяти тонн, называет цифру главный лесничий Глубокского опытного лесхоза Александр Сыропятко:
— Сейчас там ждут своего часа около 3800 килограммов семян, собранных на территории не только нашего, но и других лесхозов. В удачный год из одной тонны шишек ели выходит 20 килограммов семян. Для сосны показатель ниже — 12—13 килограммов на тонну.
Все сырье, собранное на «колючих» плантациях, — улучшенного качества. Ценный семенной материал лесхоз использует для выращивания сеянцев ели с закрытой корневой системой. Последние высевают в Глубоком второй год подряд — с тех пор, как открыли здесь специальный высокотехнологичный комплекс. Этой весной такие улучшенные сеянцы впервые поступят в продажу.
До разгула пандемии география продаж наших семян была широкой: Швеция, страны Балтии, Великобритания… Для той же Швеции глубокский материал — оптимальный по цене‑качеству вариант. Наши семена в отличие от шведских всходят поздней весной. Значит, ростки не погибнут от мороза...
naumova@sb.by