В Гродно закончен основной этап капремонта Свято-Борисо–Глебской (Коложской) церкви. Приступив к работе менее полугода назад, строители успели восстановить геометрию фундамента в местах его деформации, заменить изношенную обшивку деревянных стен, усилить конструкцию и провести текущий ремонт кровли. А вдобавок — восстановили в дереве пластику и параметры утерянной столетие назад кирпичной стены. Новая стена точно воссоздает рельеф старинной предшественницы: на ее поверхности появились выступы там, где древние зодчие задумывали пилястры. Три больших окна под потолком прорезаны в соответствии с историческими чертежами, сохранившимися в архивах Санкт–Петербурга.
Этот уникальный храм, строительство которого датируется ХII веком, расположен на крутом берегу Немана. Место живописное, но не самое безопасное с точки зрения сохранности святыни. Около 100 лет назад в результате оползня южная и часть западной стены обрушились в реку. На месте образовавшихся провалов впоследствии были возведены временные деревянные стены, которые представляли собой каркас с набитыми на него досками. Когда стало понятно, что не рассчитанные на длительное использование материалы достигли критической степени износа, из фонда Президента по поддержке культуры и искусства были выделены 200 тысяч рублей на капремонт и замену ветхих конструкций. Подробно о плачевном состоянии Коложи до ремонта мы писали («Коложа: сквозь толщу веков», «СБ» за 2 августа 2017 года).
Главный архитектор областного унитарного проектного предприятия «Институт Гродногражданпроект» Александр Захарчук вспоминает, что решение о ремонте конструкций храма вызвало немало дискуссий среди специалистов. Бросались из крайности в крайность. Кто–то предлагал заделать проемы газосиликатными блоками, кто–то ратовал за частичное сохранение старой деревянной стены — мол, за 100 лет она тоже превратилась в историческое достояние города. Победил самый взвешенный вариант: оставить прежний каркас, обработав его составом от вредителей, и обшить новыми досками. Неспешно проходя вдоль только что отремонтированной стены, Александр Захарчук еще раз убеждается, что было принято правильное решение:
— Дерево — это пластичный материал. Посмотрите на изгибы стены. До капремонта их не было. Однако, проводя реконструкцию в современных условиях, владея новыми материалами и технологиями, зашить все доской по прямой, как коробку, было бы ошибкой. Мы воссоздали рельеф старинной кирпичной стены. Подняли старые чертежи, по которым стало понятно, что она была зеркальным отражением противоположной. В древние времена в обеих этих стенах были предусмотрены дверные проемы, но дверь в сохранившейся стене сейчас заложена кирпичом. Восстанавливать ее или оставлять в таком же виде — это сфера изучения реставраторов, а не ремонтников. Мы же заменили только дверь главного входа. Она и новые оконные рамы сделаны из дуба и прослужат очень долго.
Немаловажная деталь: при обшивке стены использовалась термообработанная древесина. При таком способе подготовки на ней как бы запаиваются все поры — материал перестает деформироваться и разбухать от перепадов влажности и температур. Таким деревом можно даже бассейны отделывать. По всей площади крыши и новых стен проложена теплоизоляция со специальной пленкой, которая не пропускает влагу внутрь, но выпускает ее наружу. Отделка — современные аквапанели под покраску. Они способны надолго сохранить качество внутренней отделки, несмотря на то что храм не отапливается.
Кстати, ремонт не стал препятствием для работы церкви и ее посещения паломниками. Все это время Коложа не закрывалась ни на один день. Специально для того, чтобы оградить внутренние помещения от шума и пыли, не мешать верующим и туристам, из легких панелей вдоль всей южной стены возвели ширму, отделившую «строительную площадку» от основного помещения храма.
Не могу удержаться от вопроса: насколько прочно Коложа «держится за землю»? Время от времени в интернете высказываются опасения по этому поводу. Александр Захарчук уверен, что беспокоиться не стоит:
— Мы попросили одну организацию исследовать фундамент Коложи. Они засверлились вглубь на 80 сантиметров — и все. Сплошной камень, его никакие алмазные сверла не берут. Весь массив балкона, на котором установлена церковь, — это камни, на 8 метров в глубину. Есть один неприятный нюанс: примерно на глубине 4 метров пролегает глиняный пласт — здесь вода выходит на поверхность. Больших опасений у нас этот факт не вызывает. Тем не менее в ближайших планах — восстановление существовавшей в 80–х годах прошлого столетия дренажной системы, чтобы поверхностные воды отводились в сторону от склона.
Сейчас «Институт Гродногражданпроект» работает над проектом благоустройства, которое планируется провести уже в этом году. Те места, где сейчас лежит растрескавшаяся, замшелая, просевшая отмостка, предполагается вымостить натуральным колотым камнем. Будут отремонтированы дорожки и проведено озеленение.
Первый заместитель начальника главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гродненского облисполкома Елена Климович дала высокую оценку переменам, произошедшим с Коложей:
— Работы проведены. Их результаты видны и осязаемы. Восстановлена стена, аутентичные оконные проемы. Выполнены сложнейшие, уникальные работы по подъему крыши. В планах — ремонт наружного балкона Коложи, перенос свечного киоска, благоустройство. Сейчас прорабатываем вопрос источника финансирования. Средства на эти цели будут найдены. Приступаем к изучению состояния кирпичной кладки сохранившихся стен. Судя по всему, она в хорошем состоянии, но мы должны ответить на вопрос, существуют ли какие–либо факторы, угрожающие ее сохранности. В случае их обнаружения будет необходима консервация. Но хочу подчеркнуть: внешне состояние кладки опасений не вызывает, возможно, исследование покажет, что ничего не нужно делать.
Сейчас строительные леса и другие вспомогательные конструкции для проведения наружных работ сняты и сложены во дворе церкви. Строители занимаются восстановлением внутренней отделки.
КОММЕНТАРИЙ ПО ТЕМЕ
Высокопреосвященнейший Артемий, архиепископ Гродненский и Волковысский:
— Наша Коложа напоминает мне птицу феникс: она впечатляет как своей древностью, так и способностью постоянно обновляться, возрождаясь практически из пепла. Приятнее всего, что после всех событий своей непростой истории это не просто памятник, а действующий, живой приход. Ведь между руинами и реконструкцией, при которой храм превращается в музей, на самом деле очень небольшая сущностная разница. Поэтому я очень благодарен всем тем, кто поспособствовал этому ремонту, кто трудился на строительных лесах. Этот ремонт не был простым вниманием к стенам древней церкви. В первую очередь это — внимание к людям, которые и составляют Церковь, к верующим, собирающимся в этом храме для молитвы, и ко всем жителям и гостям Гродно.
czcz@onet.eu
Фото автора.
Закончен основной этап капремонта гродненской Коложи, построенной в ХII веке
В Гродно завершился важный этап реконструкции легендарного храма
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.