Конкурс профессионального мастерства проходит на базе учреждения образования «Гродненский государственный электротехнический колледж имени Ивана Счастного». В соревнованиях принимают участие команды из разных учреждений образования Гродненской области.
Конкурсанты кроме теоретической подготовки должны продемонстрировать свои профессиональные навыки в трех компетенциям: «Электромонтаж», «Автомобильные технологии», а также «Кузовной ремонт». Оценивают команды независимые эксперты, представители различных СТО.
– Целей и задач преследуем много: это и выявление талантливых учащихся, создание условий для профессионального и творческого развития учащихся, популяризация профессии слесарей, электромонтажников, рихтовщиков, – ввел в курс происходящего директор колледжа Олег Рахунок. – Трое победителей конкурса будут представлять нашу область в Минске. Самая массовая компетенция – это «Электромонтаж», в которой соревнуются учащиеся из семи учебных заведений области. Ребята приехали из Лиды, агрогородка Жировичи, Вороново, Щучина и других. Этот конкурс помогает ребятам самоутвердиться. Надо понимать, сегодня электрик – это не тот человек, который способен лишь заменить лампочку или выключатель. Это люди, способные электрифицировать целые жилые комплексы, производственные площадки. Если говорить про кузовной ремонт, то раньше применялись огромные сварочные аппараты, а оборудование сегодняшнего дня позволяет без лишних усилий выровнять вмятины с минимальными потерями для внешнего вида авто. Это совершенно другой уровень профессионального образования.
В настоящее время в колледже имени Счастного проходят обучение более тысячи учащихся. У работодателей наиболее востребованы энергетики, а вот сами абитуриенты наиболее активно поступают на специальность «Техник-электроник».
В конкурсе присутствуют представители учреждений профессионального образования Гродненской области, осуществляющие подготовку специалистов по специальностям автомобильного профиля.
Больше всего команд представлено в аудитории, где ребята соревнуются в конкурсе «Электромонтаж». Мастер производственного обучения Щучинского государственного колледжа Дмитрий Янович привел с собой единственного конкурсанта Артема Бендея:
– Безусловно, это лучший из лучших, – отметил преподаватель. – Парень стал победителем внутреннего конкурса, отлично подготовлен, однако многое из того, что здесь требуется сделать на время мы еще только заканчиваем проходить. Это настоящее испытание для будущего электромонтера. Конкурсное время растянуто на 11 часов, и ребята, как видите, пребывают в огромном напряжении.
Руководитель команды колледжа-хозяина Евгений Слаута рассказал о сложности заданий:
– Изначально в кабинках ничего не было, все что видите сделано руками конкурсантов. Задания у всех участников одинаковые, которые, на мой взгляд, средней степени тяжести. Просто надо владеть информацией и знаниями. У нас есть оценочный лист, где мы оцениваем технику безопасности, пуск-наладку оборудование, размеры, монтаж, программирование и так далее. Максимально можно набрать сто баллов.
А вот одной из наиболее зрелищных локаций стала компетенция «Кузовной ремонт». Независимый эксперт Евгений Кукула, призванный оценить мастерство учащихся, является представителем крупнейшего в Гродно СТО «Гродноавтосервис».
– С колледжем у нас налажено тесное сотрудничество уже многие годы, – рассказывает специалист. – Всегда берем на практику учащихся, так как устраивает их отношение к работе, грамотность. Поэтому с удовольствием принимают такие приглашение, тем более непосредственно занимаюсь оценкой качества производимых работ специалистами нашей станции. Сам начинал с кузовного ремонта, а сейчас мастер-технолог всего производства. Так что у ребят все впереди. Кроме того, сам являюсь выпускником данного учебного заведения.
Один из конкурсантов Александр Рейшель на минуту оторвался от работы, рассказав о личной задаче:
– В первую очередь, отремонтированная деталь должна быть отремонтирована до номинала или, можно сказать, приближена к идеалу. Для этого необходимо владеть многими инструментами: для снятия лакокрасочного покрытия, для рихтовки, для выравнивая поверхности. В данном случае моими глазами является линейка, которая позволяет выявить зазор между изделием и элементом ремонта. Чем он меньше, тем более качественно выполнена работа. В будущем хочу работать на СТО, поэтому все это мне близко и понятно.
Не менее интересной и сложной оказалась компетенция «Автомобильные технологии». Здесь ребятам предстояло собрать за час двигатель, завести неработающую машину, осуществив еще диагностику.
Участника конкурса из Гродненского государственного электротехнического колледжа имени Ивана Счастного Мартина Булавского в учебном заведении называют парнем с «золотыми руками», хотя он учится на первом курсе.
– Сложновато, если честно, пришлось, – выбирает пот со лба молодой человек после завершения очередного этапа конкурса. – Почему выбрал такую профессию? Да, нравится и все! Мой отец работает дальнобойщиком, именно он привил мне любовь к автомобилям. Про устройство автомобиля узнал еще в раннем детстве, когда с папой что-то чинили в мастерской. Пока не знаю, кем конкретно буду работать, но это будет точно что-то, связанное в автомобильной темой.