Торжественное открытие реконструированного сквера возле Гомельского государственного технического университета имени Сухого состоялось сегодня в городе над Сожем. Центральное место в сквере занял Су-24 — бомбардировщик, спроектированный авиаконструктором Павлом Сухим.
Павел Сухой, которого считают отцом советской реактивной авиации, родился в Витебской области. В детстве с семьей переехал в Гомель, учился здесь в мужской гимназии, а его отец, к слову, работал директором сельской школы и был удостоен звания «Народный учитель Белоруссии». Именно в Гомеле Павел Сухой определился со своей судьбой. Однажды, идя из гимназии, он увидел над головой аэроплан и пришел в восторг: над головой летели не птицы, а люди! Этот эпизод определил судьбу будущего авиаконструктора и помог ему определиться с делом всей жизни.
Во время торжественного открытия председатель Гомельского горисполкома Петр Кириченко отметил, что новый объект не зря открывается в День Победы:
— Один из первых самолетов Павла Осиповича, Су-2, успешно воевал в годы Великой Отечественной войны. Гомельчане по праву гордятся своим знаменитым земляком, автором десятков самолетов. Его имя носит одна из улиц, государственный технический университет, на проспекте Ленина установлен бюст Павла Сухого, на здании гимназии, где он учился, ныне это один из корпусов БелГУТ, размещена мемориальная доска. Молодежи стоит помнить его слова: мечта, умноженная на упорный труд, позволит достичь самых больших высот.
Теперь в Гомеле появился еще один объект, напоминающий о знаменитом земляке. Бомбардировщик Су-24 был революционным самолетом, вспоминает главный конструктор ОАО «ОКБ Сухого» Роллан Мартиросов, принимавший участие в создании летательного аппарата:
— Это фактически первый боевой комплекс. Там есть все: от оптики, навигации до радиосвязи, двухрежимного радиолокатора и вычислительных машин на борту. Все это было математически увязано в одну конструкцию.
Павел Сухой вносил корректировки на протяжении всего этапа производства, даже когда была уже построена первоначальная модель. В частности, посадил летчиков не друг за другом, а рядом, на одной линии. Это облегчило коммуникацию, общаться можно было даже без радиосвязи.
Всего в различных модификациях было произведено 1400 самолетов Су-24. В 2012 году его сняли с вооружения в Беларуси, но в ряде зарубежных стран он продолжает летать в модернизированном виде до сих пор.
В обновленном сквере легендарный бомбардировщик установлен на высокий постамент, к нему ведет дорожка в виде импровизированной взлетной полосы.