Сначала две истории. Итак:
История первая.
В июне 1942 года двум еврейским подросткам, Меиру Финкельштейну и Рафаэлю Шпейеру, удалось сбежать при ликвидации нацистами гетто в Друе. Спасаясь, ребята забрели на один из хуторов недалеко от деревни Друя (Витебская область). Там стояло всего два дома. В одном жил Феликс Вишневский и его сестра София, второй принадлежал Петру Киселю. Увидев несчастных беглецов, крестьяне не прогнали их. Наоборот, не дали подросткам умереть с голоду в лесу, а в холода прятали в одном из строений на хуторе. Так происходило зимой 1943 года. И зимой 1944–го...
История вторая.
В первые дни войны еврейская семья Хосид — мать Гитл и ее дети, сыновья Завел и Ефим и дочь Раиса — попыталась уехать на восток страны. Но добраться удалось только до Могилева. Пришлось остаться у могилевских родственников. В августе 1941–го поступил приказ о создании в городе гетто. Нацисты схватили Завела в первый же день, и больше он не вернулся. Осенью 1941–го убили Гитл. Семилетняя Раиса осталась со своей тетей, которая от всего происходившего потеряла рассудок. Девочка ушла от нее домой, в Шклов. Но дом семьи сгорел. Раиса скиталась по близлежащим поселениям. Местные жители–крестьяне давали ей еду, возможность помыться и ночлег. Никто не выдал нацистским палачам. В Литовске бедного, больного чесоткой ребенка приютила Татьяна Лосева. Когда в деревню являлись полицейские, она и ее дети прятали еврейскую девочку. Татьяне помогали сестры — Любовь Дьякова и Ольга Гончарова. У каждой из них были свои маленькие дети, а мужья воевали на фронте. Женщины смертельно рисковали, но заботились о Рае. Благодаря им Раиса пережила оккупацию и после войны уже воспитывалась в детском доме.
Мемориальный комплекс истории Холокоста Яд–Вашем присвоил звание «Праведник народов мира» Татьяне Лосевой, Любови Дьяковой, Ольге Гончаровой, Феликсу Вишневскому, Софии Вишневской и Петру Киселю. Вчера, в траурный в Израиле и за его пределами День памяти Катастрофы и Героизма европейского еврейства, Чрезвычайный и Полномочный Посол Государства Израиль в Беларуси Алон Шогам передал дипломы и медали Праведников народов мира Ядвиге Петровской, дочери Петра Киселя, и Алле Кузьковой, внучке Ольги Гончаровой.
Во время торжественной церемонии, проходившей в зале минского Дома литератора, традиционно зажигали 6 поминальных свечей — в память о 6 миллионах евреев, жертвах нацистского террора в годы Второй мировой войны. Когда затрепетало легкое пламя первой свечи, посол Алон Шогам произнес как просьбу и как напутствие: «Я хочу попросить всех, хоть время неизбежно уходит вперед, не забывайте о том, что было. Чтобы такое больше нигде и никогда не повторилось». Вторую свечу зажег Владимир Черницкий, председатель Союза еврейских общественных объединений и общин. Среди жертв Холокоста — его дед, которого палачи сначала заставили вырыть могилу, а потом расстреляли, и бабушка — ее сбросили в шахту...
Бесконечно страшная цифра — 6 миллионов жертв Холокоста. Но даже на таком кошмарном фоне настоящим безумием звучит: среди них 1,5 миллиона — дети. Дети! Вчера несколько имен этого скорбного мартиролога назвала минчанка Раиса Кирилловна Семашко, Праведник народов мира. Она вспоминала своих школьных друзей, тех, с кем до войны сидела за одной партой, веселилась, радовалась жизни, мечтала о будущем. Но в гетто, где по воле нацистских палачей оказались эти еврейские невинные дети, не было парт, не было радости. В гетто не было жизни. И теперь для всех и навсегда задача — чтобы никогда не было гетто. Потому что дети — цветы жизни. А в гетто цветы не растут. Никакие.
ulitenok@sb.by
Новые дипломы и медали Праведников народов мира переданы в белорусские семьи
В гетто не растут цветы
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.