![](https://storage01.sb.by/iblock/b32/b329bb79e87f3d788686a5b8556f943e/9d7855252690eed4143f5bc1a5f51400.png)
Политические, экономические и социальные явления 2022 года внесли свои коррективы в географическую структуру экспорта отечественных продуктов питания: санкционное давление со стороны недружественных стран существенно осложнило выход на внешние рынки. За счет перераспределения экспортных поставок, которые ранее направлялись в Украину, увеличились продажи в Российскую Федерацию и Таджикистан. Сохранилась доля китайского рынка, а вот часть стран Евросоюза в экспорте продолжает сокращаться.
Как уточнил Александр Яковчиц, в 2023 году была осуществлена отгрузка на новые рынки: в Мексику, Экваториальную Гвинею, Буркина-Фасо, Ливан, Индию, Саудовскую Аравию и др. Также возобновлены поставки в Ирак и Гану. В январе — мае этого года к названным рынкам добавились Афганистан, Марокко, Иран, Эфиопия, Турция, Гвинея-Бисау, Бразилия, Бахрейн.
«В 2023 году с целью выполнения поручения Правительства по недопущению снижения экспорта, а также для оперативного реагирования на вводимые европейскими странами санкции предприятия концерна переориентировали свои экспортные потоки в страны дальней дуги. Если в 2019 году их доля в общем экспорте концерна составляла всего 2,5 %, то уже в 2023 году достигла отметки в 6,9 %. Подчеркну, что в этом году мы не сбавили обороты. По итогам пяти месяцев доля государств дальней дуги в общей структуре экспорта составила 8,1 %. Основная часть поставок из тех, что идут в страны дальней дуги, приходится на Китай. Вторым рынком для нас является Ближний Восток, в основном Израиль. Оставшийся экспорт в страны Африки и Монголию распределился практически поровну», — отметил Александр Яковчиц.
По его словам, «Белгоспищепром» проводит активную работу по поиску партнеров в странах Африки. Только за последние шесть лет руководители и специалисты организаций концерна приняли участие в шести пищевых выставках на Африканском континенте: в ЮАР, Египте, Судане, Нигерии, Кении. Результатом такой работы стало увеличение экспорта в 2023 году в страны Африки в 5,3 раза к уровню 2022-го. За прошедшие пять месяцев этого года отечественные предприятия пищепрома экспортировали 80 % от прошлогоднего объема.
«Ежегодно Правительство ставит задачу не просто сохранять валютную выручку, но увеличивать ее. В сегодняшних реалиях концерн связывает перспективы с развитием сотрудничества со странами дальней дуги. Это позволит нам переориентировать потоки с европейского на другие рынки», — резюмировал Александр Яковчиц.
Тема экспорта отечественных продуктов питания на африканский, азиатский и южноамериканский рынки была затронута на встрече в Академии управления при Президенте Беларуси с руководителями дипломатических представительств и консульских учреждений Беларуси, руководителями и заместителями структурных подразделений МИД, состоящих в резерве на должности и включенных в кадровый реестр Главы государства.