Мы уже ушли от долговременной психологической привычки все измерять в условных единицах. Это при высокой инфляции манипулирование американскими зелеными банкнотами еще как-то было оправдано. Однако в нынешней Беларуси ситуация совершенно иная. Наши рубли стали не просто важнейшим экономическим инструментом, но и одним из главных атрибутов суверенитета. Поэтому мы всячески стремимся расширить сферу применения своих денег. Тенденции показывают: от долларовых расчетов уходят во всем мире.
Внести свой вклад
Беларусь последовательно идет по пути дедолларизации. В стране создаются условия, при которых работать с отечественными деньгами становится удобнее. Отвязку цен от у.е. активно начали проводить около 10 лет назад. Тогда обязали всех указывать стоимость товаров только в рублях. Потом Нацбанк запретил расчеты валютой с физлицами медицинским учреждениям и авиакомпаниям. Доллар теряет свои позиции и на бытовом уровне.— При общении с избирателями вижу, что уровень доверия к доллару снижается. Наша финансовая система адаптировалась к новым условиям по всем направлениям, обеспечила свою устойчивость, стабильность на рынках. Банковские вклады в рублях — не только инструмент для сбережения личных средств, но и залог развития экономики государства, — уверен Анатолий Насеня, член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике.
«Зарубежные» депозиты уже не так популярны, как раньше. По данным Нацбанка, в третьем квартале этого года выросла доля срочных вкладов в белорусских рублях: с начала года на 39,2 %, а к концу октября — еще на 3 %. Кроме того, мы стали чаще открывать безотзывные рублевые вклады, где темп прироста в 2 раза больше, чем по отзывным.
За товары и услуги внутри страны можно рассчитываться только нашими рублями. Конечно, в соцсетях еще можно встретить цены в у.е., например у косметологов, репетиторов, строителей, но за это как минимум грозит административный штраф от 50 до 100 базовых величин (от 1850 до 3700 рублей).
Девалютизация нашей экономики продолжается. Подписанный летом президентский указ отвязал допустимый рост цен на коммунальные услуги от чужой валюты. Если раньше повышение тарифов на услуги ЖКХ должно было укладываться в 5 долларов в год и не более, то теперь — в 0,5 базовой величины.
В банках ужесточились правила по приему купюр с разной степенью сохранности: если раньше в обменниках можно было отдать заграничные деньги с изъянами, то теперь это сделать куда сложнее.
Конечно, еще есть моменты, требующие доработки. Среди них — установление в базовых величинах лимитов ответственности при страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Сейчас указанные показатели определяются в евро.
Поворот на Восток
Уход от массового использования доллара и евро в международных платежах — объективная реакция на агрессивную экономическую политику Запада. Минск в последние годы ведет последовательную работу по переводу торговли с зарубежными партнерами на национальные финансы. В Беларуси продолжается работа по совершенствованию законодательной базы, определяющей условия проведения валютных операций и осуществления резидентами внешнеэкономической деятельности.— На смену западным купюрам приходит валюта дружественных нам стран, например Китая. Видна заинтересованность нашего рынка в юане. Поток товаров на сумму около 6 млрд долларов, которые мы поставляли в Евросоюз, после 2020 года перенаправлен. Мы увеличили объем торговли с Азией, Африкой, государствами, входящими в БРИКС и ШОС. Сейчас эти структуры и на экономическом поле играют значительно большую роль, чем Евросоюз, — отмечает Анатолий Насеня.
Он подчеркивает, что репутация американских денег в мире испорчена:
— Когда долларовые активы России были резко заморожены, другие страны увидели, что Швейцария, США — ненадежные хранители банковских сбережений. Думаю, в будущем Африка тоже откажется от доллара, учитывая их настроения и поворот на сближение с Беларусью, Россией, другими странами.
Не все средства хороши
В последние годы процесс дедолларизации превратился в устойчивый тренд, говорит Георгий Гриц, профессор, кандидат экономических наук:— Евро и доллар стали токсичными. Регионализация глобальной экономики приведет к отказу от создания поливалютного рынка. Это необратимый процесс. Мы видим это по юаню, попыткам создать новые цифровые ресурсы, чтобы обойти свифтовские ограничения. Все это в том числе помогает нашей стране сохранить суверенитет и независимость, как экономическую, так и политическую.
Более сотни стран, представляющих 98 % мировой экономики, в настоящее время изучают цифровые версии своих валют, причем почти половина из них находится на стадии продвинутой разработки, пилотного проекта или запуска. Нацбанк Беларуси также прорабатывает возможность введения белорусского цифрового рубля.
Снижение зависимости от доллара — то, к чему стремится любое государство со своей национальной валютой: чем больше доля таких расчетов у бизнеса, государства и граждан, тем стабильнее экономика.
— Мы видим, что политика Нацбанка Беларуси, Центрального банка России по маржинальности рублевых вкладов взвешенная и прагматичная, как и коммерческих финучреждений, которые традиционно устраивают конкуренцию друг с другом, повышают доходность таких вкладов. Еще один важный момент — платежные средства в виде свободных конвертируемых валют перестали пользоваться популярностью в бизнесе, как это было раньше, — подчеркивает Георгий Гриц.
Так, по итогам прошлого года взаимные расчеты России и Беларуси в национальных валютах превысили 80 %. Это позволило двум странам не зависеть от колебаний доллара и евро, спекуляций на валютных рынках и незаконных санкций, уверен эксперт:
— Позиции доллара ослабевают — факт. Америка получает свою маржу практически на всех платежах, хотя себестоимость доллара можно оценить только по затратам на его печатание. Так, чтобы получить купюру 100 у.е., нужно всего 10 центов.
В ТЕМУ