С 21 февраля в польском пункте пропуска «Кукурыки» Польшей ограничено движение большегрузов, за исключением зарегистрированных в государствах – членах ЕС, Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Таким образом, фуры, которые не зарегистрированы в этих организациях и странах, со вчерашнего вечера с 21 часа по минскому времени не могут пересечь польско-белорусскую границу. Корреспонденты sb.by сегодня побывали в белорусском пункте таможенного оформления «Козловичи» (сопредельный польский – «Кукурыки»).
Очереди в пункте пропуска «Козловичи» после закрытия Польшей пункта пропуска «Бобровники» (сопредельный белорусский – «Берестовица») увеличились. По состоянию на 10 утра сегодняшнего дня, как сообщает Госпогранкомитет, въезда в страны ЕС через Польшу в «Козловичах» ожидали 500 фур. За прошедшие сутки поляки впустили к себе 51% большегрузов от нормы.
В очереди на выезд в Польшу – ни одной фуры с регистрационными знаками Казахстана, Молдовы, Узбекистана и других постсоветских среднеазиатских стран. Тягачи с белорусской регистрацией в Евросоюз не ездят давно – запрещено ЕС.
– Стояли казахи, выехали из очереди и поехали оформляться через Прибалтику, – пояснили водители.
Заходим в зал, где в «Козловичах» проходит оформление на въезд в Беларусь. Здесь водители, которые проходили границу после ведения Польшей 21 февраля запрета на пропуск автомобилей, не зарегистрированных в ЕС.
Соглашается поделиться впечатлениями Александр Фурик – брестчанин, который работает в польской фирме:
– Очередь к пункту пропуска «Кукурыки» растянулась на 45 километров. Стоял трое суток. Лес, поле, вчера – дикий ветер, штормовое предупреждение. Условия в очереди кошмарные – ни туалета, ни возможности поесть горячего. На заправках все забито, переполнено. Мы предоставлены сами себе. Вчера поляки по рации сообщили, что в 19 часов (в 21:00 по минскому времени) будут введены ограничения. Потом на повороте на «Кукурыки», на 69-ю трассу, они разворачивали казахов, узбеков, отправили оформляться на прибалтийское направление.
– Как реагировали коллеги, что им не разрешили ехать на «Кукурыки»?
– А как вы думаете? – Александр не скрывает эмоций. – Бурно. Устроили митинг на стоянке в «Паджеро» (логистический центр и остановочный комплекс недалеко от границы Польши с Беларусью. – Прим. авт.), бастовать собирались, обращаться в посольство, выдвигать требования.
Еще один собеседник – дальнобойщик из Кобрина Сергей Давидович, раньше он работал на российскую фирму, а уже второй год, после того как поляки запретили въезжать большегрузам через автодорожные пункты пропуска с российскими регистрационными номерами, работает в польской фирме.
– После закрытия «Бобровников» работать стало тяжелее. Трое суток простоял в очереди. Это никого из нас не радует. Приходилось спать в машине, стоя на обочине. Водителей это не устраивает, не устраивает это и предприятия, где мы работаем, да вообще это никого не устраивает. Жалко казахов, молдован. Им удобнее было ехать через Брест. Через Прибалтику меняется время логистики. Доставка товара увеличивается по времени.
Сергей, как и тысячи дальнобойщиков, которые доставляют из страны в страну необходимые многим грузы, по сути, живет на границе.
– Все время ждем. А ожидание никого не радует, – заключает Сергей Давидович.
КОМПЕТЕНТНО
Начальник таможенного поста «Козловичи» Брестской таможни Дмитрий Деменчук:
– С девяти часов вечера 21 февраля Польша ограничила движение транспортных средств через пункт пропуска «Кукурыки». По заявлению польской стороны, это ограничение коснулось транспортных средств, которые не зарегистрированы в странах ЕС и ЕАСТ. Принятая польской стороной мера была направлена в первую очередь в отношении белорусских перевозчиков. В апреле прошлого года ЕС уже вводил ограничения в отношении перевозчиков нашей страны. Однако сейчас ограничения коснулись перевозчиков, зарегистрированных в Сербии, Македонии, Казахстане, Кыргызстане, Турции, Азербайджане, Армении и др. С момента вступления в силу данных ограничений польская сторона вернула в Беларусь 17 транспортных средств (они оформились на белорусской стороне до 21 часа. – Прим. авт.). Теперь они вынуждены прокладывать новые маршруты и менять логистику. Белорусская таможня в свою очередь продолжит принимать все возможные меры для содействия развитию внешнеэкономической деятельности, максимально возможное оформление транспорта на таможенной границе, а также эффективное осуществление таможенного контроля в сложившихся условиях.