Лариса Павловна и Генрих Михайлович по традиции всех гостей сразу ведут в усадьбу, которую сами реставрируют. Отработав в сельском хозяйстве десятилетия и выйдя на пенсию, сложа руки сидеть не стали. Всего за две пенсии купили старинное здание и там сейчас встречают туристов, проводят экскурсии. Починили перекрытия, оштукатурили стены, сделали новую проводку, отреставрировали аутентичный потолок. Камины, лестницы не ремонтировали, старались максимально сохранить дух старины.
— Мы хотим сделать так, как было при первом хозяине, — говорит Лариса Павловна. — Имение во Флерьяново в 1987 году построил сын известного писателя и философа Ян Оттон Бохвиц.
Единство душ
Хозяева предлагают подняться по крутой лестнице. На втором этаже нам открываются просторные комнаты с печками, креслом-качалкой и этажеркой для книг. Из окна можно увидеть здание напротив. Туда в одну из комнат в 1960-х заселилась молодая супружеская пара Третьяков. В самом здании бывшего имения тогда размещалась контора местного колхоза. Отсюда и начинал путь в профессию молодой агроном Генрих Третьяк.Сегодня он вспоминает: «После окончания Горецкой сельскохозяйственной академии приехал на выходные на малую родину в Ляховичский район, посмотрел, какие слабые урожаи, решил остаться жить и работать, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Не зря говорят: где родился — там и пригодился. Через пять лет моих стараний урожайность вместо 9 составила уже 34 центнера с гектара. Когда стал председателем, трудящимся хватало и зерна, и картофеля столько, что они были счастливы. Вот что значит наука!»
Остался Генрих Михайлович в родном колхозе не один, а вместе с супругой Ларисой Павловной. Хрупкая, утонченная красавица с зелеными глазами родилась и выросла в Ленинграде. После окончания института была направлена преподавателем химии в Горецкую сельхозакадемию. Там молодые люди и встретились.
— Генрих тогда учился на четвертом курсе, хотя и был старше меня по возрасту, — рассказывает Лариса Михайловна. — Поступил в университет позже. Заметила его сразу: ленинский стипендиат, соискатель ученой степени, статный, высокий красавец покорил мое сердце. Приехали мы, молодожены, во Флерьяново, нам комнатку дали на чердаке старого помещения. Ранее там панские слуги жили. У нас родились трое сыновей — Дима, Миша и Виталий.
Наши герои усаживаются перед камином. Вспоминают былое. Оказывается, из прошлого и берет начало источник их неиссякаемой энергии.
— Здесь я трудился всю жизнь, а когда вышел на пенсию, увидел, что здание ветшает на глазах, — рассказывает Генрих Михайлович. — Мне было больно, что оно рушится. Решили восстановить то, что осталось.
Генрих и Лариса Третьяк.
Живут наши герои неподалеку в просторном деревянном доме. В усадьбу приходят как на работу. На уход за зданием тратят половину своей пенсии, но говорят: то, что отдали на восстановление, возвращается сторицей.
— Когда покупали усадьбу, здоровье у нас было гораздо хуже, — говорит Лариса Павловна. — Проходит время, а мы не стареем. Все благодаря усадьбе. Эта здание и дает нам энергию. Мне нравится, когда Генрих говорит: «Мы спасаем усадьбу, усадьба спасает нас».
Хозяйка шустро поднимается по лестнице, ведет в музей крестьянского быта. А там дух времени на каждом шагу. Экспонаты передавали Третьякам местные жители. Есть среди них и «Дзяржаўны акт, выдадзены сельскагаспадарчай арцелі імя Ламаносава» — документ, передающий право на вечное пользование землей, с сургучной печатью. Интерес туристов привлекают предметы крестянского быта, а также подлинные вещи, которыми 100 лет назад пользовались хозяева имения. Имеется здесь и конный привод, с помощью которого молотили зерно. Ход ему придавали лошади, бегущие по кругу.
— Это уголок малой родины, — говорит Генрих Михайлович. — Сберечь память родного местечка — наша обязанность. Приятно видеть, как то, к чему приложил руку, радует других. А как хорошо на душе, когда к нам приходят школьники, читают стихи, поют песни. Здесь у них свой клуб. И калитку мы за ними не закрываем. Потому что дети знают: вся эта красота — для них. И цветочка никто не сорвет. Каждый хочет помочь: кто листву подгребет, кто пол поможет подмести. Вот для чего мы с Ларисой стараемся!
Увидеть неоготическую усадьбу в наши дни стремятся не только белорусы. Много гостей из России. Недавно во Флерьяново приезжали дети бывших беженцев из-под Ржева, которые нашли пристанище на ляховичской земле.
— Саша и Рая здесь родились уже после войны, когда их семья осталась работать на машинно-тракторной станции, — рассказывает Лариса Павловна. — Мы их приняли как самых дорогих гостей. Дело в том, что и мое детство, и Генриха выпало на огненные 1940-е.
Помню, как мы с мамой после блокады Ленинграда долгое время ютились в маленькой комнатке, пережили и холод, и голод. И вот подумалось: может быть, именно те испытания не позволяют нам сегодня обращать внимание на пустяки, а заставляют больше беречь близких людей?
Генрих и Лариса Третьяк с сыновьями.
Председатель и его принцесса
Наши герои перелистывают черно-белые фото из семейного альбома. Лариса Павловна делится секретами полного взаимопонимания.— Прожить более полувека вместе и ни разу всерьез не поссориться. Кто сегодня может в такое поверить? — с улыбкой говорит хозяйка. — Секрет прост: если есть недомолвки, недопонимание, никогда не доводим до крупного конфликта, не превращаем ссору в злость. Та атмосфера в семье — результат высоких моральных ценностей. Хотя сразу, как только я, коренная ленинградка, приехала в этот тихий деревенский уголок на Брестчине, можно было легко расплакаться и уехать обратно. У меня же и мысли подобной не возникло! Когда рядом с тобой такой великий человек, как Генрих, любые трудности становятся мелочью.
Генрих Михайлович внимательно слушает рассказ супруги и сам удивляется, как ему в те годы удавалось все успевать: «И председателем колхоза был, и диссертацию писал, а Лариса между делом мне еще двоих сыновей родила!»
— Я всегда ходил на работу в деловом костюме, — говорит наш герой. — Каждый год новые пиджак и брюки покупал. Нужно водителю помочь двигатель починить — накину плащ или фартук, чтобы не запачкать одежду. Хоть парень я по духу деревенский, стиль в одежде у меня всегда был городской.
Лариса Михайловна всячески старалась найти общий язык с сельчанами, смело брала мотыгу в руки, шла полоть свеклу вместе со всеми. Она рассказывает: «Помню Игнатку, который подбежал к Генриху и на своем простом языке рассказывал, что росло на поле, Марусю, которая учила меня доить корову, а та меня, городскую, к себе не подпускала, и мы дружно хохотали. Эти труженики за полвека стали для нас святыми. И то, что мы можем обнять их сегодня, — большая радость для нас!
…Старинная усадьба окутана тайнами. В наши дни, как и в давние времена, здесь проходят фестивали, литературные вечера, чтения. Поэтичное настроение захлестывает каждого. Недаром сюда в свое время любила наведываться писательница Элиза Ожешко, а в память о себе посадила дуб. Недавно местные школьники пополнили аллею молодыми деревьями. Значит, история Флерьяново продолжается!
kuzmich@sb.by