В Миорах сегодня три школы — СШ № 2, СШ № 3 и базовая. Базовая — самая старая и малочисленная. В ее классах от 13 до 20 учеников. Еще несколько лет назад она была средней, но 10–й класс набрать не смогли, и поэтому она превратилась в базовую. Здание 1959 года постройки, но теплое и уютное. Педагогический коллектив дружный. Ольга Котович, которая преподает в школе 27 лет, говорит, что сложно будет распрощаться:
— Здесь я состоялась как учитель, как классный руководитель. В нашей маленькой школе мы старались видеть и чувствовать каждого ребенка. Наверное, рациональное зерно в задуманной реорганизации есть. Но эмоционально смириться с ней мне и моим коллегам очень сложно.
Ирина Нарейко, автор письма в «СБ», работает оператором на автозаправочной станции. У нее в 5–м классе базовой школы учится дочь Анжелика. В школе Ирину я встретил с коллегой Татьяной Васиной, у которой в 5–м классе занимается дочка Александра. Татьяна считает, что острее всего после закрытия базовой школы встанут вопросы безопасности:
— Сегодня дорога в школу у Александры занимает минут 7. Если базовую школу закроют, мы переведемся в СШ № 2. Из–за этого расстояние увеличится метров на 700. Но у нас даже в центре города не везде имеются тротуары и освещение. Есть улицы, где дети в темноте идут на занятия среди автомобилей по краю проезжей части. У меня рабочий день с 7 утра до 7 вечера. Отвести в школу двух дочерей я не могу, поэтому и волнуюсь.
Ирина Нарейко продолжила проблемную тему:
— Во время паводка на улицах воды по колено. Собак бездомных много развелось — как бы детей не покусали. Ребенок у меня скромный, стеснительный. Вот я и переживаю за успеваемость в новом коллективе...
Владимир Клевцов, директор базовой школы, подтвердил, что для его нынешних учеников, которые перейдут в СШ № 2 и СШ № 3, дорога на занятия станет длиннее — для кого–то даже километра на полтора:
— Наша центральная улица Дзержинского, которая идет параллельно Октябрьской, пешеходная. Автомобили там не ездят вовсе. Освещение везде — в соответствии с государственными соцстандартами. Что же касается учеников младших классов, живущих дальше всех, им помогут добираться на занятия на школьном автобусе. Его планируется приобрести в СШ № 2 для подвоза ребятишек из сельской местности.
Подробнее о предстоящей оптимизации рассказал начальник отдела образования, спорта и туризма Миорского райисполкома Александр Жук. По его словам, через год по всей стране может быть введено нормативное финансирование на 1 ученика, при котором малокомплектным школам будет сложно сводить концы с концами:
— Бюджетное финансирование будет выделяться в зависимости от количества учеников в школе. В городе, к примеру, годовой норматив на одного ребенка составит 1 тысячу 290 рублей. Эти деньги пойдут на зарплату учителям, на ремонт. Сегодня затраты на 1 ученика в нашей базовой школе в 2 раза превышают предусмотренный норматив. Все потому, что детей в ней мало — всего 176. Для сравнения, в СШ № 2 — 450. В СШ № 3 — 551. Средняя наполняемость классов соответственно 16 учащихся, 18 и 20. По этим и по другим показателям базовая школа проигрывает другим учреждениям образования города.
А что будет со зданием базовой школы? Александр Жук заверил, что после закрытия отдел образования переезжать туда не собирается:
— На последних собраниях мы объявили родителям, что профильная принадлежность здания не изменится. Планируется, что с нового учебного года оно станет филиалом СШ № 2, где будут заниматься ребята 1 — 4–х классов. Причем все — в первую смену. Надеемся, что и старшеклассники, оставшиеся в нынешнем здании СШ № 2, также будут учиться только утром. В итоге школ в городе станет меньше, а количество учеников в них увеличится. Это сделает их более приспособленными к системе нормативного финансирования.
Из 26 педагогов базовой школы 21 уже получил заверение, что в новом учебном году будет трудоустроен — в Миорах или близлежащих населенных пунктах. После того как объявили, что малыши останутся в здании базовой школы, многие родители к идее оптимизации стали относиться лояльнее. Хотя не все. Некоторые, вспоминая про металлургический завод, который сейчас строится в Миорах, спрашивают: «Разве для детей приезжих специалистов не понадобятся дополнительные места в школе? Не окажется ли решение о закрытии базовой школы преждевременным?»
Комментарий
Дмитрий Хома, начальник управления образования Витебского облисполкома:
— Эксперимент по переходу на нормативное финансирование Министерство образования проводит несколько лет. В нем участвуют в том числе 2 школы из Витебска. Там хорошие результаты, укрепилась материально–техническая база. Однако переход на подушевое финансирование для Витебщины в целом может оказаться болезненным. Из–за того, что средняя наполняемость школ у нас гораздо ниже, чем по стране. Сейчас в стране обсуждается вопрос возможного увеличения учащихся в классах — с 25 до 30. Называют и оптимальное количество учеников в городской школе — от 550 до 700. Если такие критерии будут приняты, нам, естественно, придется задуматься об увеличении наполняемости классов и школ. Поэтому там, где есть возможность сэкономить деньги и повысить качество образования, мы пойдем на реорганизацию. Именно это является главной причиной преобразований, которые сейчас происходят в Миорах.
svg–vt@mail.ru
Фото автора.
Советская Белоруссия № 26 (25161). Среда, 8 февраля 2017