Почему в обществах защиты потребителей телефоны постоянно накалены

Умные технологии породили умных обманщиков

Девятнадцатый год подряд 15 марта в Беларуси отмечают День потребителя. На мой взгляд, непраздное событие. Ведь в современном мире даже новорожденные являются потребителями, которые с пеленок оценивают качество подгузников, пустышек и колясок. Что уж говорить про взрослых. В этом году красный день календаря пройдет под девизом «Защита прав потребителей в эпоху умных технологий». Актуально? Более чем.

Взять хотя бы покупки в интернете. Сегодня их число растет в геометрической прогрессии не только в Беларуси, но и во всем мире. А число интернет-магазинов в стране за последние 8 лет выросло более чем в 10 раз и уже составляет около 20 тысяч. Так что бабушка, которая заказывает в сети вязальные нитки внуку на свитер и рассчитывается пенсионной карточкой, никого не удивит.

С общественными организациями, которые защищают права потребителей, мне приходится общаться довольно часто. На «горячий» телефон «СГ» поступают звонки от сельчан, которые попадают в лапы мошенников — «кастрюльщиков», «одеяльщиков», «фильтрщиков» и прочих ловкачей, что гонятся за легкими деньгами. И часто читателей приходится направлять в общество защиты прав потребителей или в райисполкомы, облисполкомы — там есть уполномоченные защищать права обиженных покупателей.

Кстати, юристы признаются, что большая часть «потерпевших» — женщины. Чему удивляться? Если мужчина средства добывает, то женщина их тратит. На наших хрупких плечах лежит задача: накормить, обуть, одеть и создать уют в доме, так что без походов в магазин, мастерские никак.

Каждая уважающая себя дама стремится к красоте и вечной молодости. В последнее время участились случаи, когда они в погоне за ослепительной кожей без морщин заказывают косметику за баснословные деньги.
К примеру, женщина из Гродненской области специально взяла в кредит две тысячи рублей, чтобы оплатить серию омолаживающих кремов. Говорит, уж больно сладко пели, что чудо-косметика отмотает возрастной счетчик обратно. Отрезвление пришло, когда кожа ответила аллергическими высыпаниями. Компания отказалась забирать косметику назад, пока в спор не вмешался юрист общества защиты потребителей. Или девушка из Брестской области заказала таблетки для похудения за 300 рублей. Через пару дней одумалась и отменила заказ, а фирма, апеллируя юридическими тонкостями, обязала ее выплатить неустойку в 20 рублей. Мол, мы понесли расходы, заказывая товар за границей. Поставить точку в споре удалось только благодаря обществу защиты прав потребителей. И таких историй немало.

Хотелось бы отметить, что это праздник и комиссий Госстандарта, которые регулярно находят на прилавках небезопасную продукцию и выписывают предписания торговле, а также санэпидслужбы, которая выезжает с рейдами в точки общепита, магазины. Конечно, система защиты прав потребителей постоянно развивается. Взять хотя бы недавние изменения в Закон «О защите прав потребителей», который восполнил многие пробелы в этой сфере. Например, вспомним разные цены на товар в интернет-магазинах при расчете пластиком и наличными. Платить купюрами было выгоднее — так предприниматели уводили в тень часть своей выручки. Отныне покупатель может рассчитываться как наличными, так и банковской картой, и цена должна быть единой. Хотелось бы всех потребителей и тех, кто стоит на страже их интересов, поздравить с праздником и пожелать удачных покупок.

ostapchuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter