На этой неделе произошли две встречи в верхах: в понедельник Ангела Меркель встретилась с Владимиром Зеленским в Берлине, а во вторник Александр Лукашенко провел пятичасовые переговоры с Владимиром Путиным. Вопросы для обсуждения были схожи: энергетика, внешняя политика, экономическое взаимодействие. Но риторика принципиально отличалась. Если белорусский и российский президенты обсуждали углубление сотрудничества и нивелирования щедро возникающих внешних рисков, то в Берлине разговор крутился вокруг требований Украины к Германии надавить на Россию и по экономическим, и по политическим вопросам. Достаточно сравнить сообщения с лент новостей о переговорах, чтобы понять, на Западе или на Востоке мыслят конструктивными категориями.
Но историческая диалектика, увы, демонстрирует: десятилетия взаимодействия сменяются периодами противостояния в том или ином виде между макрорегионами. И тогда наши страны оказываются на разломе разных цивилизаций. Их территории из транзитных превращаются в приграничные. Со всеми вытекающими сложностями, рисками, вызовами и соблазнами.
В такие смутные времена страна проходит тест на государственность, способность проводить внешнюю политику, базирующуюся на собственных интересах. Ведь очевидно: и Беларусь, и Украина обречены на сотрудничество со всеми своими соседями, к каким бы идеологическим и экономическим группировкам они ни относились. Во времена разногласий есть очень большой соблазн полностью и бесповоротно примкнуть к одной из сторон. Иной раз такой вход в тот или иной лагерь с фанфарами и знаменами визуально значим и помпезен. Но в средне- и долгосрочном периоде превращает страну из транзитной в окраинную некоего одного конкретного объединения. По историческим традициям, окраины подкармливают, защищают, но не развивают полноценно. В том числе и с точки зрения экономики.
В «окраинную» ловушку попала Украина. Во время майданов, поддавшись на сахарные европейские печенюшки, щедро раздаваемые протестующим, Киев стремительно побежал к клетке на шахматной доске геополитики, которую для него зарезервировали Вашингтон и Берлин. А политическая игра тонкая, но жестокая: один раз вступив в команду, начинаешь ходить как положено, а не как выгодно. В противном случае можно и на гамбит нарваться.
Во время Майдана много спорили о преимуществах и недостатках тотальной евроинтеграции. Прошло семь лет. Варил политическую патоку Петр Порошенко, на велосипеде в кресло президента въехал Владимир Зеленский… Было много риторики, самой разнообразной и яркой. Но если оцифровать итоговый результат, то он окажется весьма слабеньким. Точнее, отрицательным. Инвестиции в Украину не потекли. Промышленной кооперации с ЕС так и не сложилось: просто по причине отсутствия индустриальных возможностей у «младшего» партнера. Оставшийся с советских времен потенциал торжественно ушел в историю, пав под ударами приватизации и варварской эксплуатации частниками. А оставшиеся артефакты могли бы получить второе дыхание, но все бизнес-процессы изначально, в проекте, были заточены под кооперационные связи с бывшими советскими республиками. Западному бизнесу было совершенно не с руки вписывать в свою структуру украинские производства. Западный бизнес просто показал восточным коллегам свои стандарты и помахал рукой. Как им соответствовать — это не глобальная, а национальная проблема.
Можно еще много говорить о тех сложностях, которые Украина нашла. Продолжает получать нестыковки исключительно благодаря своей одновекторной внешней политике. Споры по этой теме не утихают и только разгораются. Но самый яркий индикатор экономической ситуации в Украине — переговорная повестка Зеленского. Ключевой экономический вопрос в повестке дня переговоров Киева с Вашингтоном и Берлином — транзит российского газа в Европу. Украина выступает против «Северного потока — 2», который может ударить по транзиту углеводородов по южному пути. Зеленский требует, чтобы Меркель договорилась с Москвой о продлении газового договора после 2024 года. В экономическом разрезе других-то вопросов и нет! Страна превратилась в газовый шланг между Россией (с которой никак не могут наладить если не дружеские, то хотя бы взаимовыгодные отношения) и Европой. И наличие или отсутствие транзита газа становится чуть ли не залогом выживания государства с населением почти 60 миллионов человек! Печально, но такова действительность. В итоге Киеву остается только вести агрессивную политику, торпедируя западных партнеров просьбами оказать давление на своего восточного соседа, Россию. Вот он, синдром окраины: все решает центр! Поэтому на переговорах Зеленский говорит о конфронтации и ее вариациях. И нет почвы для сотрудничества. И это проблема. Независимо от того, ассоциируют украинцы (и простые граждане, и элиты) себя с Западом или Востоком. Такая позиция этой страны создает определенные сложности и соседям. Но они это переживут. Сложнее украинцам: у них много политики, шумной и разной, но с экономикой глубокая проблема. Решится ли она когда-нибудь? Возможно. Когда страна станет на рельсы проведения национальной политики, ориентированной на собственные интересы, вырвавшись из ловушки окраинного государства.
Вокруг интеграции Беларуси и России возникает много инсинуаций на основе имперских мотивов. Но основа взаимодействия двух государств вполне логичная, конструктивная и целесообразная с экономической точки зрения. Самый активный товарооборот и кооперация происходят между соседними государствами. И эти естественные возможности грех не использовать. Конечно, действовать в рамках добрососедства получается далеко не всегда. Наши западные партнеры пока отвергают взаимовыгодные отношения. Наоборот, обостряют углы и санкциями снижают региональный экономический потенциал. К этому процессу подключилась и Украина. Даже несмотря на плодотворное взаимодействие в прошлом. Недовольство Запада — это месть Беларуси за проводимую нашей страной независимую политику.
volchkov@sb.by
Коллаж Ивана ГАЙДУКА.