Что будет ждать тех, кто призывает к санкциям и захвату власти

Угрозы не останутся без ответа

Парламентарии на заседании шестой сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси седьмого созыва приняли в первом чтении законопроект «Об изменении Уголовного кодекса Республики Беларусь». Какое наказание может быть предусмотрено для тех, кто действует против интересов страны и ее безопасности? Об этом и многом другом интервью с председателем Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Олегом Белоконевым.

Фото  БЕЛТА

Безопасность превыше всего

— Проект закона внесен в Палату представителей по поручению Президента лично вами. Расскажите, Олег Алексеевич, чем вызвана необходимость корректировки статьи 361 Уголовного кодекса?

— Первая мысль о необходимости изменений уголовного законодательства в части ответственности за угрозы национальной безопасности появилась на Всебелорусском народном собрании. В дальнейшем, 26 мая, Президент на встрече с парламентариями и представителями гос­органов поддержал эту инициативу и предложил ввести ответственность за призывы к санкциям против своей страны. Соответствующая 361-я статья существует в Уголовном кодексе довольно продолжительное время, но на современном фоне имеет несколько упрощенную формулировку. И это понятно, ведь, когда ее писали в свое время, не было таких понятий, как глобальная сеть интернет, Twitter, Facebook и так далее. Тем более не было таких событий, которые произошли в стране в прошлом году. Поэтому было принято решение доработать 361-ю статью, чтобы она соответствовала современным реалиям. Меняется жизнь и подходы к ней, видоизменяются войны, становясь гибридными. По этой причине и уголовное законодательство должно совершенствоваться. А те, кто призывает, прямо скажем, к вредительству против своего государства, должны понимать, что наказание за это будет неотвратимым. 

— Как выглядят изменения в уголовном законодательстве?

— По первой части статьи за призывы к свержению конституционного строя, захвату власти, призывы к террористическим актам и всевозможным действиям против власти, в том числе использованию санкционных мер к самому государству, к физическим и юридическим лицам, будут наказываться лишением свободы до 6 лет. Вторая часть касается в основном призывов к иностранным государствам. Например, если какое-либо лицо обращается к Евросоюзу и просит ввести санкции против его страны, то ему грозит срок до 10 лет. Третья часть статьи касается противоправных действий, связанных с использованием глобальной сети интернет, средств массовой информации или служебного положения должностным лицом, что повлекло тяжкие последствия. Здесь наказание уже становится более жестким — от 4 до 12 лет. 

Президент обещание сдержал

— Касаясь темы подачи информации, нельзя не отметить интервью нашего Президента CNN. Смонтированные из длительной и содержательной беседы 8 минут — это не только обман и неуважение к стране и ее главе, но и повод задуматься: как выстраивать отношения с такими «коллегами»? 

— Президент изначально занял четкую и твердую позицию: интервью возможно только в том случае, если в дальнейшем будет показано все, что сказал Глава государства. Две стороны дали друг другу слово, и Президент свое обещание сдержал, с достоинством и завидной выдержкой отвечая на провокационные вопросы далеко не искренне настроенного журналиста. Александр Григорьевич дал это интервью и с честью вытерпел все попытки вывести его из себя, а ведь это было главной целью CNN! А что получилось в итоге, вы видели. Вы как представитель средств массовой информации хорошо понимаете, что если интервью длится час, то после возможного редактирования может остаться, на мой взгляд, ну минут 40, пусть даже 30, но не 8! Это факт крайнего неуважения к Президенту страны, ведь была договоренность. Не сдержать слово на таком уровне — это говорит о многом. Этот случай в очередной раз подтвердил политику двойных стандартов Запада и зависимость их СМИ от властных элит. Как строить отношения с такими? Соответствующим образом: какой привет, такой и ответ. Они этого заслужили. 

Человек с ружьем и терроризм

— Нельзя не вспомнить недавнее резонансное событие — убийство сотрудника КГБ. На прощании с ним вы высказались достаточно жестко в отношении террористов, четко дав понять, что возмездие за подобные преступления будет неотвратимым. Почему в отдельных СМИ появляются различного рода спекуляции по этому поводу? 

— Этот случай вопреки ожиданиям террористов и их покровителей вызвал еще большую консолидацию нашего общества. Многие доморощенные «аналитики» и «эксперты» начинают по всем направлениям вещать, мол, это была крайне непрофессионально проведенная спец­операция — то специальной экипировки нет, то бронежилеты отсутствуют. Знаете, это вообще не было спецоперацией ни по освобождению заложника, ни по штурму квартиры, в которой находился вооруженный террорист. Это, в конце концов, не было и освобождением самолета, захваченного бандитами, и так далее. Сотрудники занимались своей обыденной работой по выявлению подозрительных лиц, причастных к преступлениям и правонарушениям. Но оперативники неожиданно оказались в центре спланированной акции: в отделение милиции поступили неоднократные звонки о необходимости помощи по такому-то адресу. Сценарий готовился заранее: установлены камеры, человек с ружьем, готовый к ведению огня. А женщина вообще проявила высшую степень цинизма, производя видеосъемку. Когда правоохранители зашли в квартиру, первые слова Дмитрия, который находился впереди, были: «Оружие на пол!» Все понимают, что выполнение этой команды — реальный шанс сохранить себе жизнь. И молодой человек мог в этот момент положить оружие, осознавая, что никто в него стрелять не будет. Но он намеренно и хладнокровно выстрелил в офицера КГБ. Я понимаю эмоциональное состояние командира группы, командира группы А, председателя Комитета государственной безопасности — это сродни потере сына. 

Стремление к общим целям

— Невозможно понять человека, который призывает к санкционному давлению на страну, в которой он живет и гражданином которой является. Более того, не поддаются пониманию попытки отдельных «деятелей» использовать в достижении своих целей самый античеловечный инструмент — терроризм. Чем руководствуются такие люди?

— Вы абсолютно правильно отметили: поведение таких индивидуумов не поддается пониманию нормальных людей. Президент не раз говорил, что красная черта перейдена — бандиты обнаглели. Их и людьми-то назвать нельзя: как можно планировать взрывы на «Нафтане», «Белнефтехиме», «Азоте» — это же объекты, содержащие в огромных количествах сильнодействующие ядовитые вещества, экологической катастрофы захотелось? Более того, зазвучали призывы убивать, и это говорится с такой легкостью и обыденностью… А как относиться к попыткам сделать, как говорят, «свадьбу» на гибели боевого офицера? Для них это шоу: камеры развешивают, стрим, хайп, а человеческая жизнь ничего не стоит. Понятно, что есть люди, которые имеют свое мнение, и оппозиция разная есть. Это нормально, но только тогда, когда действующая власть и ее оппоненты находят общий язык и действуют созидательными методами для того, чтобы быть ближе к общей цели — благополучию и процветанию собственного государства. Только тогда они партнеры и стимулируют друг друга в лучшем понимании перед избирателями. А когда планируются убийства людей и взрывы на железной дороге, то это террористы, разговор с ними будет соответствующий. Настало время серьезно ответить по закону. И пусть удаляют свои ники и переписки в сетях — все равно каждого найдут и накажут. У власти достаточно сил и средств, чтобы не допустить в стране хаос и внешнее управление.

Николай Щекин, заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии Национальной академии наук, кандидат философских наук:

— К сожалению, некоторые люди стали политическими резиновыми болванчиками, которые выполняют указания за копейки и не понимают, что им грозит за это. Комплекс мероприятий гибридной войны определенного этапа («Рабочы рух», сетевой экстремизм, который видим в медиапространстве) — это целенаправленные вещи. Люди зачастую сами не понимают, что находятся в руках довольно умных граждан, но не нашей страны. Призывы к свержению власти, забастовкам, санкциям должны быть наказуемы. И неотвратимость наказания — один из фундаментальных критериев справедливого общества.

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter