Удар по Сирии и дипломатии

Трамп воплотил свои угрозы в реальность и отправил «умные» ракеты на Сирию, хотя эта атака не была одобрена Советом Безопасности ООН. К субботней бомбардировке присоединились Франция и Великобритания. Коалиция выпустила более сотни ракет на три объекта — пригород Дамаска, провинцию Хомс и бункер, в котором, как утверждают США, хранилось химическое оружие. Нападение со стороны Запада признано самым масштабным с начала конфликта. Но, по сведениям сирийских военных, удар не стал фатальным, о жертвах не сообщается. Однако очевидно и то, что эта атака не только на Сирию, но и на всю международную дипломатию, на систему международных институтов и организаций, которые оказались недееспособны. Мировая политика становится слишком беспорядочной и непредсказуемой, и кажется, что нет сил, кроме военной мощи, способных на нее повлиять.

НАТО, Евросоюз, Германия, Израиль, Турция, Дания, Канада и Япония поддержали атаку на Сирию. Среди стран, открыто осудивших нападение, — Россия, Иран, Китай, Беларусь. Наша страна призывает все вовлеченные стороны прекратить применение военной силы против других государств и искать пути урегулирования конфликтов мирными средствами за столом переговоров.

На экстренном заседании после атаки на Сирию Совбез ООН отклонил российский проект резолюции об осуждении действий США и их союзников. Россия апеллирует к тому, что до сих пор нет доказательств применения химоружия в сирийской Думе. Эксперты ОЗХО (Организация по запрещению химического оружия) лишь сегодня прибудут в Думу, чтобы изучить место вероятного происшествия. Франция ссылается на данные разведки, которые якобы доказывают химатаку в Думе. Был даже опубликован секретный доклад французского минобороны. Но основной источник информации в нем — фото и видео из СМИ и соцсетей. Получается, что всего лишь картинки, разлетевшиеся по всему интернету, способны поднять в небо десятки ракет... Даже если фотографии показывают отравление химическим веществом, то они точно не могут подтвердить вину сирийских властей. Очевидно, что такой серьезный вопрос, как химоружие, должен разбираться в строгом соответствии с нормами международного права.

Дональд Трамп решил не дожидаться результатов независимого расследования и предпочел действовать. Такая тактика США в союзе с Францией и Великобританией вредит дипломатии, показывает, что эти страны отказываются договариваться с оппонентами силой аргументов. И это очень тревожный знак. В итоге заседания Совбеза ООН, которые идут один за одним, ничего не решают.

Британский премьер–министр Тереза Мэй, комментируя нападение на Сирию, словно оправдывалась, говорила, что «это не вмешательство в гражданскую войну, и дело не в попытке смены режима». Даже в словах непоколебимой Мэй проскальзывает неуверенность в истинных мотивах военной операции. И пусть события 14 апреля не привели к существенной эскалации сирийского конфликта (ведь после грозных твитов Трампа мир готовился к наихудшему сценарию), они усилили общую неуверенность. Все труднее прогнозировать, что произойдет в мировой политике завтра: какой шаг приведет к новой войне, а какой — завершит старую.

zdan@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter